Найти тему
Музыка и Жизнь

Клаус Форман - на фоне Битлз

Знатоки группы The Beatles наверняка знакомы с таким персонажем, как Клаус Форман (Klaus Voormann), который появлялся в орбите группы на самых разных этапах и внёс даже некоторый вклад в её творчество. Те же, кто не слышал про Клауса могут составить о нём впечатление, прочитав статью. Форману сейчас ровно восемьдесят лет и он заслуживает того, чтобы о нём вспомнить.

Родился Клаус в Берлине, в апреле 1938 года, то есть за год до начала Второй Мировой войны, отец у него был физиком, что позволило семье пройти испытания войной без особых потерь. Став совершеннолетним, Клаус уехал в Гамбург, где стал обучаться графическому дизайну. Болтаясь как-то раз в 1961 году без определённых целей по злачному гамбургскому кварталу Репербан, Клаус заглянул в какой-то клуб, заинтересовавшись музыкой, которая оттуда доносилась. Войдя он увидел окончание выступления ливерпульской группы Rory Storm and the Hurricanes, следующими на сцену вышли Битлз, игравшие тогда квинтетом - на басу играл Стюарт Сатклифф, а на ударных ещё Пит Бест (Ринго Старр играл на ударных как раз в Rory Storm). Клаус был чрезвычайно впечатлён не группой Битлз, а музыкой, которую он услышал впервые. До этого он никогда не слышал рок-н-ролл, увлекался классикой и джазом. На следующий день он притащил с собой свою подружку-фотографа Астрид Кирхгерр и ещё одного приятеля. В свою очередь сама гамбургская троица выглядела настолько стильно, что заинтересовала уже битлов. И теперь уже Сатклифф через несколько дней разыскал Формана и Астрид. В итоге Стю Сатклифф фактически отбил у Формана подружку и остался с ней в Гамбурге (чтобы в следующем году скончаться от инсульта), а Форман наоборот перебрался в Лондон и стал снимать квартиру вместе с Харрисоном и уже появившимся вместо Беста Старром. Между прочим эта самая Астрид Кирхгерр считается создателем битловских причёсок, хотя сама она это отрицала, утверждая, что однажды постригла так Сатклиффа, а остальные переняли стрижку уже у него. В 1964 году Астрид была одно время штатным фотографом The Beatles, но статья не о ней, а о Формане.

А Форман в 1963 году вернулся в Гамбург, чтобы в 1966 году вновь появиться в поле зрения Битлз - встретились по старой дружбе и тут Леннон попросил его нарисовать обложку для альбома Revolver (до этого все обложки альбомов Битлз были сделаны на основе фотографий). Недолго думая, Клаус сделал коллаж из чёрно-белого графического рисунка и фотографий, получил за работу 40 фунтов от Эпстайна и... через несколько месяцев получил приз Grammy за лучшую обложку альбома

Между прочим ровно в это же самое время Форман сделал ещё одну обложку - для альбома группы Bee Gees под названием Bee Gees 1'st - альбом был психоделическим - да, да, был у Би Джиз и такой период дани моде.

Обложка альбома группы Bee Gees, нарисованная Форманом в 1966 году
Обложка альбома группы Bee Gees, нарисованная Форманом в 1966 году

Но самое интересное, что всё это время Клаус Форман был чрезвычайно востребован в качестве бас-гитариста (а он был самоучка под влиянием как раз Сатклиффа и Маккартни). В итоге в 1966 году ему пришлось выбирать из трёх предложений - от групп The Hollies, The Moody Blues и Manfred Mann. В итоге он выбрал группу Манфреда Манна и играл с ней до самого конца, до 1969 года, поучаствовав в создании всех хитов, в том числе и Quinn the Eskimo (Mighty Quinn), которая занимала первое место в британском чарте в 1968 году. И хотя это песня Боба Дилана, но известна она стала в версии группы Манфреда Манна. На видео Форман справа с бас-гитарой, он же играет и на флейте

Манфред Манн распустил группу в 1969 году с тем, чтобы вернуться потом на сцену в другом известном коллективе - Manfred Mann's Earth Band. Очень скоро распалась и группа The Beatles и сразу же стали ходить упорные слухи, что Леннон, Харрисон и Старр пригласили Клауса Формана с тем, чтобы собрать группу под названием The Ladders. Вероятно какие-то мысли по этому поводу были, но этот проект не был реализован. Вернее он был реализован, но немного в другой ипостаси - в качестве плавающего состава супер-группы Джона Леннона Plastic Ono Band, в которой Клаус был практически постоянным участником с 1969 по 1975 год. Например один из лучших синглов Леннона Instant Karma был записан с Форманом в декабре 1969 года.

Надо сказать, что в составе группы Plastic Ono Band кого только не было. Ну ладно Старр и Харрисон, но там играли Алан Уайт, Фрэнк Заппа, Ники Хопкинс, Эрик Клэптон, Кит Мун, Билли Престон, Мик Джаггер - состав менялся на каждой сессии или концерте и только Клаус Форман был практически постоянным участником группы вместе с Ленноном и Йоко

В октябре 1970 года Леннон записывает сольный альбом под названием John Lennon Plastic Ono Band. На нём заметно стремление Леннона к упрощению музыкальной аранжировки, к возврату к корням, так сказать. Большая часть композиций вообще записаны в составе трио Леннон-Форман-Старр. И вот в таком стремлении к минимализму простой, как палка и скупой бас Формана был как раз и кстати. Партия баса на многих композициях хорошо заметна, потому что там и отвлекаться-то не на что.

Альбом Imagine в 1971 году записывал не менее звёздный состав. Так на видео записи композиции How Do You Sleep? в студии находятся: Леннон, Алан Уайт на ударных, Джордж Харрисон на гитаре, Ники Хопкинс на фортепиано и Клаус Форман на басу

В том же 1971 году Джордж Харрисон приглашает Клауса Формана на серию из двух благотворительных концертов в Мэдисон Сквер Гарден более известных, как "Концерт для Бангладеш". На сцену он выходил вместе с Харрисоном, Клэптоном, Расселом, Бобом Диланом и Ринго Старром

Так понемногу Клаус Форман и поигрывал с бывшими битлами, да и не только с ними все семидесятые. Перечень групп и музыкантов, которые приглашали его в качестве сессионного басиста огромен. Лу Рид, Би Би Кинг, Джерри Ли Льюис, Рави Шанкар, Кит Мун, Арт Гарфанкл и ещё несколько десятков менее известных имён - обратите внимание на жанровое разнообразие.

Но конечно такая фигура, как Клаус Форман, будучи немцем, не мог не прикоснуться к знаменитому немецкому минимализму. Правда сделал он это уже на самом излёте жанра, когда отгремели уже и ученики Шткохаузена группа CAN, и краут-рок, и Клаус Шульце, и Tangerine Dream. В 1979 году он продюсировал немецкую группу Trio, которая с композицией Da Da Da стала довольно популярна в европейских хит-парадах, включая британский. Это, конечно, нельзя назвать минимализмом в его изначальном значении, это уже отрыжка в виде новой волны, но тем не менее

В 1989 году Клаус вроде бы уходит из музыкального бизнеса, но тут, пока статью готовил, увидел, что он в 2008 году с Полом Маккартни песню записывал, Ринго Старр там тоже крутится.

Так что как шестьдесят лет назад он с ними познакомился случайно, так и продолжает общаться и даже записываться. И не сказать, что Форман выдающийся басист, но огромный список его соавторов, заказчиков и коллег говорит о том, что у него прекрасная репутация - может быть и не музыкальная, а просто человеческая - видимо парень он свойский, компанейский и не амбициозный, но творческий.

-3

-4