Кыргызстан уже вступил в предвыборный год. И не за горами то время, когда те или иные политические силы или фигуры начнут оформлять свои отношения в виде объединений, тандемов и так далее. Первые признаки того, что «процесс уже пошел», налицо – в стане почти всех политических сил установилось относительное, но все же затишье. Выжидающее. Никто не хочет опоздать, но никто не хочет и фальстарта. Цель то у многих одна, и все тайные и явные желания направлены на то, чтобы, чего уж там лукавить, иметь шанс оказаться в составе парламента следующего созыва.
Вместе с тем, сложилась такая ситуация, что все партии и их объединения, сидящие в парламенте, со времени своего прихода к власти каждая по-своему пережили какие — то потрясения, оправиться от которых получается с большим трудом. Взять ту же историю с «Республикой-Ата Журт» — участие в президентских выборах ее лидера Омурбека Бабанова обернулось в конце концов его отказом и от партии, и от политической деятельности вообще. Сама созданная перед выборами структура и без того была не совсем прочна, актуальность совместного существования и дальнейшего союза двух политических сил перед выборами была потеряна еще в начале работы этого созыва. Но, тем не менее, внутрифракционные противоречия выходцам из двух партий-членов объединения каким-то образом удается в эти дни задвинуть чуть подальше. Видимо, исключительно из соображений на перспективу, и благодаря развитому инстинкту самосохранения. Говорить о сплоченности или единой позиции в данном случае было бы не совсем к месту.
В более понятном свете предстает «Ата-Мекен» — есть определенное единство, есть свое мнение и своя позиция. Лидер партии Омурбек Текебаев – в тюрьме, но худшие последствия этого обстоятельства не безболезненно, но преодолены, кажется. Скоро станет еще более понятна обоснованность утверждения, что нахождение в заключении, выражаемая готовность самого уже всеми признанного политзаключенного к самопожертвованию, иногда могут сыграть и на руку в вопросах рейтинга. Конечно, участие лидера в выборах под большим вопросом, но этот фактор не умаляет значимости его присутствия вообще.
Сдается, что на фоне всего этого СДПК может раздробиться на две части – может появиться просто новая партия на базе движения, и часть эсдеков перебазируется туда. Другого выхода как бы и не видно.
Есть и другие политические силы, которые уже и не раз и не два стучались в стены парламента, но так и оставались в итоге без мандатов. Но они имеют свою историю, имеют электорат, имеют свои структуры. Речь идет о «Бутун Кыргызстан» Адахана Мадумарова и партии «Замандаш». Где-то недалеко маячит и «Мекеним Кыргызстан», который апробирует на местных уровнях свою технологию завоевания мандатов. И весьма успешно, чем и вызывает постоянное беспокойство политических конкурентов.
Подытожим… Формат парламента будущего созыва будет не столь кардинально отличаться от того, что мы имеем сейчас. Возможно, мы увидим новые лица, новые межпартийные конфигурации – но это все не тот случай, чтобы говорить о наступлении новой эры, об образе новой, прогрессивной элиты, о смене поколений. Видимо именно поэтому общественное настроение сейчас и лишено оптимистического окраса.
Если с игроками на политическом пространстве страны понятно, что же у нас с правилами игры? «Власть, формируемая через честные, справедливые и конкурентные выборы, будет крепкой и заслуживающей доверия в глазах избирателей и признанной среди международного сообщества». Абсолютно правильное утверждение, взятое нами из преамбулы к Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020 гг., утвержденной Указом Президента. Но о самой реформе выборного законодательства, о подводных течениях в избирательном праве, о двусмысленности исходного заявления о том, что доверие населения и выборным процессам и его результатам возросло – в нашем следующем материале.
Темирбек Орозбаев – специально для Elgezit.kg
Редакция не несет ответственности за публикуемый материал, и мнение автора может не разделять.