Найти тему
Первым делом самолёты

Як-130, как учебно-боевая машина, заинтересовал Малайзию

Натурный образец Як-130 впервые доставят в Малайзию, где он должен продемонстрировать все свои возможности. Директор Ростеха по международному сотрудничеству Виктор Кладов не скрывает, что на авиационной выставке LIMA-2019 предстоит большая работа по переговорам о продаже этой машины для этой страны, так как она проявила явный интерес к этому учебно-боевому самолёту.

Як-130 в серийном варианте, по сравнению с машиной-демонстратором Як-130Д стал ещё компактнее с уменьшенным весом и более эффективной аэродинамикой. Носовая часть корпуса изготовлена с более круглым сечением для размещения там РЛС, на законцовках крыла установлены пилоны для контейнеров РЭБ или подвески ракет класса «воздух – воздух».

Аэродинамическая схема Як-130 традиционная – это моноплан со средним расположением крыла, нормальным хвостовым оперением и двумя двигателями АИ-222-25 с тягой 2500 кгс каждый и тандемным размещением пилотов.

Отличительной чертой этой машины является наличие цифровой системы управления, позволяющей имитировать поведение любого боевого самолёта путём изменения динамических параметров самого Як-130. Эта особенность обеспечивает отработку большей части программы обучения и боевого применения, не производя реальных пусков ракет и сброса бомб.

Для приобретения стабильных навыков обучения эта цифровая система позволяет прощать некоторые ошибки в технике пилотирования, а при переходе к этапу обучения сложному пилотажу она имитирует поведение заданных боевых машин типа Су-27, Су-30 и МиГ-29.

На учебно-боевом самолёте обеспечен принцип стеклянной кабины, где в передней кабине лобовое стекло является прозрачным экраном коллиматорного индикатора, в каждой кабине установлены по три многофункциональных цветных ЖК-дисплея размером 6 х 8 дюймов. Это оборудование позволяет моделировать авионику практически всех российских боевых истребителей.

Передняя и задняя кабины пилотов Як-130
Передняя и задняя кабины пилотов Як-130

Система навигации включает в себя спутниковую, инерциальную и радионавигационную аппаратуру, позволяющую уверенно ориентироваться и определять своё местонахождение. В конструкции машины отсутствуют композиционные материалы, полностью алюминиевый корпус делает самолёт более ремонтопригодным. Трёхопорное шасси выполнено по схеме, обеспечивающей уверенную эксплуатацию самолёта с грунтовых аэродромов.

В машине использована принципиально новая аэродинамика, разрешающая выполнять маневрирование на уровне 4+ и пятого поколения и возможность его применения как лёгкого истребителя, оснащённого не только обычным, но и высокоточным оружием.

Руководство Малайзии имеет явную потребность в закупке учебно-боевых машин, они присматриваются, сравнивают, оценивают лётно-технические характеристики и прикидывают свои возможности по финансам. Именно для этих целей Россия представила этот образец своей учебно-боевой техники на международной выставке в Лангкави.