Около года назад на Кубу было поставлено 344 автомобиля российской марки Lada, а в этом году планируется закупить ещё 500, сообщает «Российская Газета». Первые автомобили из новой партии стали пополнять парки такси, а в скором времени на них пересядут полицейские и чиновники. Они убеждены: рано или поздно Lada станут покупать и простые кубинцы. Однако пока те больше ценят "Жигули". Простую советскую "классику", которой уже почти 50 лет, но выглядит она "лишь на 15".
"Модели Largus и Vesta очень надёжно работают у нас как такси. Я сам, когда там был в августе, попробовал и поговорил с водителями такси, они все счастливы и удовлетворены. Машины работают очень надежно, очень крепкие, не ломаются", - эти слова посла Кубы в России Херардо Пеньяльвера Порталя во время его визита в Ижевск на днях распространили многие российские СМИ.
На протяжении 12 лет с момента последних поставок российских автомобилей на Остров Свободы автопарк изменился до неузнаваемости. Если та же Vesta хорошо себя зарекомендовала как в России, так и в Евросоюзе, то Largus и вовсе является лицензионной репликой румынской Dacia Logan. Тем не менее, на Кубе всё ещё можно встретить на ходу автомобили времён революции 1959 года. Для многих кубинских автолюбителей такое обновление сродни ещё одной. Однако те настолько привыкли к советской «классике», что крайне настороженно отнеслись к новинкам.
Кубинскую историю путешественник может изучить по автомобилям, колесящим по дорогам острова. «Жигули» разных моделей («копейки», «двушки», «трёшки», «четвёрки» и прочие) по сей день трудятся в качестве карет скорой помощи, в полиции, свадебными кортежами, катафалками и так далее. Их удлиняют, превращая в лимузины, обрезают крышу, превращая в кабриолеты, наращивают багажники, превращая в мини-автобусы. А молодёжь вообще способна устраивать в салоне «Жигуля» дискотеки.
"Эти прямоугольные автомобили стали фаворитами многих кубинцев, убеждённых в том, что их легко починить и ещё проще найти к ним запчасти. И если ржавчина (как это обычно бывает) начинает разрушать днище, то всегда найдётся жестянщик, способный это исправить. Да и двигатель, пока работает, в случае необходимости полностью разбирается и перекомпоновывается. Хотя это задача поистине титаническая и долгая, но, если у кубинца что-то имеется в достатке, так это время", - пишет La Rioja.
Большинство кубинских «Жигулей» помнят молодость жены Эммануэля Макрона, однако местные умельцы делают так, что они выглядят максимум на 15 лет. Шутки шутками, а журналисты кубинских изданий считают это большим достоинством. «Старая Lada похожа на военный танк. Она уродливая, но сильная, и никогда её не встретить брошенной, поскольку в любой части Кубы найдётся тот, кто знает, как её починить», - пишут на портале 14ymedio.
На Кубе существует целая профессия – ладолог, так называют всех, способных отремонтировать «Жигули» с помощью мотка медной проволоки и даже без чьей-то матери. Помимо профессиональных автомастерских, существуют и нелегальные, подпольные производства запчастей, которые местные умельцы мастерят в буквальном смысле «на коленке» из всего, что попадётся под руку. Новых моделей Lada эта тема в ближайшее время не коснётся, потому как государственный контракт с Россией предполагает также поставку на остров автодеталей.
А вот как выглядят «Жигули» в кубинской среде обитания: https://www.instagram.com/manolosk8/?utm_source=ig_embed
Ладологи появились на Кубе не случайно: если в современной капиталистической и либеральной России «Жигули» считаются «машинами для бедняков», то в кубинском социалистическом государстве не у каждого человека даже среднего достатка имеются деньги на покупку нового бюджетного авто. Цены на старые ВАЗы начинаются от 12 тысяч долларов, а доработанные варианты в хорошем состоянии с кондиционерами и новыми колёсами могут стоить 25 тысяч «вечно зелёных». Столько стоит двухкомнатная квартира в Гаване. Но несмотря ни на что, Lada всё ещё остаётся самой доступной маркой автомобилей на кубинском авторынке. Для сравнения, те же старые Hyundai Solaris и новые Hyundai Accent стоят 45 тысяч долларов, а Peugeot 508 – все 260 тысяч.
Основной причиной называется закрытый на долгое время авторынок и санкционный режим со стороны Запада, из-за которого кубинскому потребителю доступны только российские модели да некоторые китайские марки. Эмбарго на поставку новых автомобилей наложили ещё в год прихода социализма, а сняли лишь в 2013-м. И хотя сейчас местные жители вправе покупать машины, они доступны только местным звёздам спорта и чиновникам, пишет Cibercuba.
В настоящее время Lada Vesta и Lada Cross нет в свободной продаже и вряд ли будут в ближайшие пару лет – они поставляются оптом в государственные таксопарки и туристические компании. Жители Гаваны начали массово тестировать новинки автопрома с Родины-мачехи (так кубинцы называют Россию с Родины-матери). «Только за первый месяц работы, февраль 2018 года, 344 прибывшие машины перевезли ни много ни мало 270 тысяч клиентов. Но найти в СМИ восторженные отзывы водителей нам не удалось. Просто они пока сомневаются, что новые Lada способны на такие же подвиги, как "Жигули"», - пишет газета Granma.
"Они более удобны и более компьютеризированы, но это автомобили, рассчитанные на некоторое время, а не на всю жизнь, как другие", - сетует один из местных ладологов Алексис.
«До недавнего времени Lada считалась крепкой, но уродливой машиной без особой эстетики, - отмечает таксист с 20-летним стажем Мария Антония, хорошо знающая возможности "Жигулей", а теперь пересевшая с Peugeot аргентинской сборки на Vesta. - Те, что приехали сейчас, выглядят современно, но теперь нам нужно убедиться, будут ли они такими же сильными, как прежние".
Как бы то ни было, кубинские таксисты начинают пользоваться преимуществами новинок. Некоторые коллеги Марии Антонии добавили на свои визитные карточки фразы типа "современная и комфортабельная Lada с вместительным багажом". А кто-то с юмором написал "капиталистическая Lada", подчёркивая, что речь идёт уже о совсем другой машине. Ведь если таксисты могут сколько угодно долго ностальгировать по "Жигулям", пассажиры быстро привыкнут к хорошему.
Вот фотография одного из первых счастливых кубинских водителей: https://www.instagram.com/p/BlILvcXAVdz/?utm_source=ig_embed