Найти тему
Всё о путешествиях

ПУТЕШЕСТВИЕ В БЕЛОЕ МОРЕ НА КАТАМАРАНЕ?

Оглавление

Цель нашего путешествия заключалось в том, чтобы побывать на Соловецких островах и полюбоваться русской природой, постепенно переходящей из одного климатического пояса в другой. А по дороге мы хотели посетить местные достопримечательности. Также, такой двухмесячный поход дал возможность как следует насладиться прогулками под парусами, и открыть для себя новый масштаб путешествий.

Катамаран Aventura 36, на котором мы отправились в поход, имеет длину 11 м, ширину — 6 м. У него специально укороченная мачта для ВВП РФ с 16 м до 12 м, с высотой над ватерлинией 13,5 (1,5 м из них высота степса, рубка еще выше). Для мачты разработали специальный план парусов с удлиненным гиком. На катамаране 3 каюты, 2 ванные комнаты и одна кают-кампания.

МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ

Поход на парусном катамаране начался с Пестовского водохранилища. Пройдя пять шлюзов вверх по Московскому каналу, мы оказались в Дубне. Перед последним шестым шлюзом (первым по нумерации Московского канала) на берегу Иваньковского водохранилища установлен самый большой памятник Ленину в мире.Ранее здесь же, но на другом берегу, стоял памятник Сталину. После Дубны мы продолжили путь вниз по реке Волге, вдоль которой находятся старинные русские города: Кимры, Калязин, Углич и Мышкин. Города небольшие, но в них можно зайти ради посещения музеев, монастырей, ярмарок, и ради пополнения запасов еды.

После Мышкина мы вышли в Рыбинское водохранилище и с большим удовольствием первый раз в этом походе подняли паруса на нашем катамаране. Переход по Рыбинке занял два дня с ночевкой под восточным берегом водохранилища, причем если бы не наша маленькая осадка катамарана, нам не удалось бы спрятаться от ветра в мелких бухтах этого берега водохранилища.
После Мышкина мы вышли в Рыбинское водохранилище и с большим удовольствием первый раз в этом походе подняли паруса на нашем катамаране. Переход по Рыбинке занял два дня с ночевкой под восточным берегом водохранилища, причем если бы не наша маленькая осадка катамарана, нам не удалось бы спрятаться от ветра в мелких бухтах этого берега водохранилища.

Следующим этапом был Волго-Балтийский канал, вход в который начинается в городе Череповец, одном из самых крупных промышленных центров в России, его называют еще портом пяти морей. Череповец стоит на реке Шексна, которая вверх по течению через Шекснинское водохранилище выводит нас к Белому озеру. Но прежде чем проходить мелкое и блюдцеобразное, имеющее дурную славу по причине капризной погоды и короткой крутой волны Белое озеро, мы заглянули в город Кириллов, известный своим Кирилло-Белозерским монастырем, который был построен в 1397 году. Помимо величественного и огромного старинного монастыря, уступающего по площади лишь Московскому кремлю, нас очень поразили деревянные самонаполняющиеся шлюзы, ведущие к городу Кириллов, каждый из которых поднимает лодку всего на несколько метров. Заход в монастырь никого не оставил равнодушным. Переход же по Белому озеру прошел в лучших традициях мордотыка, с противной встречной волной и неприятной качкой — такое ощущение, что когда бы вы не выходили в Белое озеро, оно всегда встречает вас по закону подлости встречным ветром и соответствующим набором своих прелестей.

После озера нас ожидало долгое путешествие по Волго-Балтийскому каналу до города Вытегра. Здесь мы остановились, чтобы заправиться и пополнить запасы, потому что дальше перед нами открывались просторы Онежского озера, которые всегда будоражат яхтсменов, жаждущих походить под парусами. Мы сделали остановку в Петрозаводске, нужно было постирать белье и пополнить провиант. Во время дневки мы успели также с детьми сходить в кинотеатр. После цивилизации Петрозаводска настоящим развлечением были кижские шхеры и остров Кижи, знаменитый памятник русского зодчества. Рядом с островом Кижи на соседнем острове буквально по-соседству мы случайно открыли для себя отличную русскую баню, которая стала отличным завершением похода по кижским шхерам. Время перехода по Онежскому озеру составило 3 дня с заходом на Кижи.

Чем дальше от столицы, тем больше становился световой день. Следующим нашим пунктом был небольшой город Повенец на Севере Онежского озера, из которого начинается Беломорканал — последний этап до Белого моря. Войдя в Беломорканал, мы оказались в совершенно другой северной природе. На пути до Беломорска мы проходили несколько очень красивых озер, из которых особенно запомнилось Выгозеро, по размерам немного уступающее Онежскому озеру, и запомнившееся своими красивыми и безлюдными берегами. В целом же Беломорканал удивил своим узким и тяжелым для навигации фарватером, на котором расхождение со встречными судами становится уже совсем нетривиальной задачей даже для маломерных судов, не говоря уже о расхождении больших судов, которое начинается готовиться по радио их капитанами задолго до встречи и расхождения. По сравнению с ним и Московский, и Волго-Балтийский каналы выглядели просто легкой прогулкой.

-2

Канал вышел в Белое море, и мы сразу же почувствовали запах морской воды. Вода в море была прозрачной и холодной, и мы надеялись, что нам посчастливится увидеть белух и тюленей, что и произошло чуть позже на радость всему экипажу. По пути на Соловецкие острова мы зашли на остров остров Жужмуй и архипелаг островов Кузовов, которые до мурашек по коже очаровали нас своей красотой и сногсшибательном видом на море. Затем взяли курс на Соловецкие острова.

Соловецкие острова порадовали нас своими необычными достопримечательностями:

  • Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который изображен на 500 рублевой купюре. При СССР на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения.
  • Секирная Гора, там стоит Вознесенский скит Соловецкого монастыря, в Советские времена его использовали как карцер.
  • Ботанический сад.
  • Белужий мыс. По-настоящему уникальное зрелище. Всего-лишь в 50 метрах от катамарана на мелководье приплывают белухи и любопытные тюлени, этот мыс считается для китов местом размножения и воспитания молодняка.
  • На территории всего Соловецкого архипелага находится 10 уединенных скитов, завораживающих своей древностью и красотой.

Удивительные старинные достопримечательности, дикие и уединенные уголки природы, бесконечный морской простор — все это превратилось в безумно увлекательный поход. Парусный катамаран позволил вдоволь насладиться просторами Белого моря и почувствовать себя на краю Света. Там меняется человек, он больше не зацикливается на себе, а начинает думать о других людях. Это происходит при осознании того, что на Соловецкие острова уехали трудники от родных, чтобы отреставрировать древние скиты, или при мыслях о судьбах политических заключённых в концлагерях, которым пришлось очень тяжело в Советские времена. В тех местах можно отдохнуть от бесконечной городской суеты и почувствовать себя частью чего-то очень важного.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

Основные сложности по технической части, которые возникли во время путешествия и которые пришлось преодолевать по ходу путешествия:

  • Поломка дизель-генератора. Это произошло из-за существенной на него нагрузки — при хождении под парусами необходимо его каждый день включать на несколько часов для зарядки сервисных АКБ при отсутствие солнечных батарей, которые в нашем климате не оправданы. В топливной системе генератора не было предусмотрено фильтра сепаратора воды, и из-за многочасовой работы в ТНВД генератора попала вода.
  • Сломалась трубка высокого давления ТНВД на одном из двигателей. Это произошло во время запуска двигателя после замены фильтров очистки топлива на обратном пути, когда необходимо было ее ослабить для прогона топлива в топливной системе к форсункам. Но к сожалению одна из форсунок двигателя от вибрации ослабла в блоке двигателя, и при откручивании гайки трубки высокого давления ТНВД на форсунке последняя провернулась и трубка сломалась — система начала глотать воздух, и двигатель перестал работать.
  • Сломалась планка натяжки ремня электрогенератора на двигателе. Это произошло из-за того, что от вибрации двигателя открутился и лопнул болт крепления генератора к блоку двигателю, генератор повис на планке натяжки ремня, которая затем сломалась, что привело к повреждению шлангов водяного охлаждения двигателя крыльчаткой генератора.

ИТОГИ

Мы пошли в путешествие на катамаране Aventura 36 2007 года производства, перед началом похода он был полностью исправен, но это не помогло избежать проблем, как это обычно бывает в любом продолжительном путешествии. Для дальних и морских путешествий наш катамаран достаточно подготовлен, но все-же он больше подходит для походов по внутренним водным путям. Aventura 44 имеет уже совершенно другой размах при длине 13,20 и ширине 7 м: большую парусную оснащенность с высотой мачты над ватерлинией — 20,50 м, и специальное оборудование на борту для длительных путешествий, включая опреснитель и солнечные батареи. Такой катамаран идеально подходит для морских путешествий, его большая вместимость и продуманная планировка сохраняют для вас чувство комфорта во время любого путешествия.

-4