Patrick Laverty
Самое главное в этом деле - ваше отношение и уверенность. Начните с устранения всех потенциальных препятствий, мешающих маршрутным полётам. Будьте достаточно подготовлены, прежде чем поехать на старт:
- Персональные вещи: бумажник и заряженный мобильный телефон.
- Подготовленный автомобиль: деньги, топливо, навигатор. Также очень важно договориться где оставить и потом искать ключ от машины, если пользуетесь ею совместно с кем-то.
- Средства навигации: навигатор, хорошая карта маршрута и карандаш. Вы должны уметь ориентироваться без навигатора - уделите время изучению своих карт долгими зимними вечерами.
- Комфорт и тепло: одевайтесь исходя из того, что проведете под базой несколько часов даже в жаркие дни, - тёплую одежду и перчатки. Ваш шлем может съехать вам на глаза? Ваша балаклава (маска на лицо) не ограничивает ваш обзор? Ваша подвеска нигде не жмёт? Заранее устраните любые источники беспокойства, чтобы потом не отвлекаться.
- Снаряжение: батареи навигатора и вариометра полностью заряжены? Табличка для автостопа. Уложите знак или табличку "Я пилот. Подбросьте, пожалуйста!" - это всегда срабатывает.
- Мочевой пузырь: опорожните его перед стартом. Сырость и холод под облаками наполнят его очень быстро. Многие пилоты использую катетеры, типа XCPee, например.
- Питьё: возьмите с собой питьевую систему или хотя бы пакет с соком. Дегидратация усиливает усталость и снижает внимание.
- Связь: до взлёта приготовьте список телефонных номеров друзей, приехавших с вами.
Просто полети
Многие пилоты растут и набираются опыта в непосредственной близости от своих домашних стартов, лётных мест. Они опасаются пожертвовать безопасностью и отправиться в неизвестность. Это может быть огромным психологическим барьером, но его можно сломать, выполняя серию коротких прыжков от домашнего старта с возвращением назад. Каждый должен сделать сначала подобные подскоки, и скоро встанете на путь улучшения. Не ожидайте 50 километров от своего первого маршрута. Запланируйте пролететь 10 километров, - и ваша уверенность в собственных силах не будет подорвана.
Думай сам.
Завершив все приготовления, вам стоит облететь ваш домашний старт сверху и снизу, подобно акуле, рвущейся на свободу. Первое, чему стоить начать учиться - действовать самостоятельно - не стоит в небе слепо следовать за другими. Обязательно следите за другими пилотами, как указателями потоков, и воспользуйтесь преимуществом, если они найдут подъём в пределах вашей досягаемости. Но просто преследуя других, вы лишь прилетите к ним в фазу слива.
Самостоятельное мышление требуется как в воздухе, так и на земле. Я обратил внимание, что многие пилоты проведут большую часть лётного дня, сидя на холме. Имея некоторые опасения, психологически весьма комфортно влиться в подобную группу единомышленников и остаться на земле обетованной. К сожалению, в данной среде процветают апатия и негативный настрой. В течении дня есть временной отрезок, когда можно улететь на маршрут, его то и следует ждать, причём лучше это делать в воздухе. Лишь совершив лишний пятиминутный подскок, вам возможно улыбнётся удача встретить приличный поток. Если в итоге вы полетаете несколько часов, о вас не скажешь, что вам не повезло.
Будь кузнецом своего счастья
Охота за ускользающими потоками перед хребтом - часто бывает пустой тратой времени. Но стартовав с хребта, довольно слабые термики часто набирают реальную силу сразу за ним. Будьте готовы обрабатывать его позади точки отрыва, особенно когда низко, особенно над хорошими плоскими местами. Вы удивитесь, как часто рваный, беспорядочный поток становится больше, спокойнее и более сформировавшимся позади точки его отрыва. Обрабатывая поток, удерживайте параплан в устойчивом, ровном вираже, не позволяйте потоку вытолкнуть вас наружу. Можете уменьшить радиус поворота, чтобы воспользоваться областями с лучшей скороподъёмностью, но продолжайте свой устойчивый поворот. Некоторые пилоты практикуют следующий способ выпаривания у хребта и за ним: быстрый разворот на 360 градусов, некоторое время пролететь прямо по ветру, за тем снова разворот вокруг и так далее. Не делайте так! Это приведет к тому, что вы потеряете фронт потока.
Снова заложи вираж
Улетая отсюда, привыкай закладывать виражи на своём параплане. Эта постоянная обработка потоков покажет вам снос потока и позволяет другим присоединиться к нему, показывая таким образом границы потока. Внизу, у земли, потоки жёсткие, найди лучший, который вытолкнет тебя наверх. Стисни зубы и борись, чем выше будешь выбираться, тем больше будешь вознаграждён более мягким и приятным подъёмом. Чем сложнее их обрабатывать у земли, тем лучше этот поток. Между прочим, не забывайте раскручивать парящую спираль в потоке в том же направлении, что и первый пилот, стоящий над вами в потоке.
На пути к базе
Если по усреднителю вы устойчиво набираете высоту со скоростью 2 метра в секунду и более, - скорее всего вы на пути к базе. Часто в термиках есть много маленьких ядер с меньшей скороподъёмностью или даже сливами между ними. Из-за этого ваша парящая спираль возможно будет похожа на поездку на американских горках. Продолжайте крутить свою парящую спираль и, возможно, вы будете вознаграждены, когда ядра сольются в одно, подарив одно хорошее, гладкое место набора высоты. Если поток стал угасать, сделай радиус своей парящей спирали намного больше, часто можно найти рядом другое место подъёма. В дни с умеренным ветром вы докручиваете свою спираль до нижней границы облаков или, если передумаете, возвращаетесь к домашнему хребту.
Продолжай идти дальше
Но зачем же возвращаться? Хороший ровный подъём окружён широкой зоной слива. Продолжайте набирать высоту пусть даже и понемногу, пока не решите, что вся ценность такого неспешного набора высоты исчезла. Просто продолжайте монотонно крутить парящую спираль, успокойтесь и постарайтесь расслабиться. Опытные пилоты-маршрутники часто также продолжают накручивать круги, как и 20 минут назад, когда они прилетели под базу. Не торопитесь, будто бы вы безголовая курица. Не переживайте о возможной посадке в новом незнакомом месте и помните, что вернуться назад к домашнему хребту, возможно, будет сложнее, чем полететь дальше.
Имей терпение
Продолжая набирать высоту у нижней границы облачности, не спеши гнать по ветру, там будет слив соразмерный подъёму. Если есть ветер, то твой поток будет дрейфовать по ветру, и ты вместе с ним. Высота не позволит почувствовать, какой большой скачок ты совершил, тем не менее ты пролетел несколько миль. Так что продолжай работать в дрейфующем потоке или у облака, пока они не умрут, затем бери курс к следующему вероятному кандидату.
Добравшись до базы, следи за самими облаками. В славные старые денёчки мы летали так близко к облакам, насколько это вообще было возможно! Мы знали, что если облако было слишком тёмным и выглядело паршиво, то надо избегать засасывания в него, так что мы направлялись прямиком на его солнечную сторону. Зная, что скороподъёмность с краю будет слабее, время от времени мы набирали высоту сбоку от облака, делая половину разворота парящей спирали в облаке, а вторую половину в чистом небе. Это было не так опасно, как звучит, потому что солнце всегда было явно видно, а подъём обычно был очень плавным. Твоя тень в радужном ореоле, отражающаяся на облаке прекрасна, а вылет из серого облака в чистое небо, возможно, одна из самых сильных радостей полёта.
Другой способ вести дела с сильными облаками - полететь в слив, там круто развернуться и вернуться в зону подъёма, получается вытянутый разворот на 360 градусов. На высоте переход от подъёма к сливу обычно плавный. Если твоё облако слилось с другим в направлении твоего полёта, попробуй разведать путь дальше, но не летай до самого конца. Лучше отсидеться в месте крайнего слабого подъёма и попытаться определить облако, которое покажет твой следующий поток на подветренной стороне.
Находясь близко к облаку, сложно рассматривать развитие, происходящее по ветру, поскольку части облака будут затруднять обзор. Тени от облаков - хорошие указатели, но помните, - солнце светит под углом. Пока всё это происходит, твоё собственное облако будет всё менее активным. Ты можешь заметить, что тень от него на земле станет тоньше и исчезнет. Если это день с переразвитием, и облака не разваливаются, то не летайте под большими тёмными массами облаков. Там не найдёшь подъёма. Лети к тонким, перепутанным клочьям, свисающим вниз рядом с границей облака и ищи под ними.
Следующее облако
Со временем ты выдоишь свой первый поток досуха, ты должен быть состоянии выбрать следующую часть своего маршрута. Это не обязательно должен быть путь прямо по ветру. Возможно стоит поступить лучше, - полететь с боковым ветром к работающему облаку, - лучшему из всех, с тёмной подошвой и похожей на цветную капусту с молочной верхушкой. Не обходи вниманием облака, которое выглядят не “классически”, как одни удивительно выглядящие дни бесполезны, а другие, с едва заметным клочком в небе, первоклассные, поскольку больше солнечного света достигнет земли.
Следом за облаками
При полёте по маршруту, облака наш главный путеводитель, источники термиков на земле и хребты представляют интерес, только когда летишь низко. По возможности избегай лететь в больших областях ясного безоблачного синего неба. Часто, улетая с возвышенности на более низкую равнину, можно найти большие голубые дыры, где нисходящие массы воздуха передавливают восходящие потоки. Их возможно будет трудно пересечь. Часто стоит отклониться от маршрута, чтобы сохранить под собой возвышенность, так как она работает лучше, равнины или центра долины. Чтобы увеличить свои шансы достичь следующего облака, попробуй лететь под ним строго против ветра. Если вынужден подлететь к облаку сбоку, сделайте скидку, что поток вероятно будет склонятся по ветру.
Не стоит в небе слепо следовать за другими.
Эффективный переход
Путешествуя между облаками, лети на максимальной скорости. Но если вокруг нет облака, к которому стремишься, - лети с минимальным снижением, так сможешь обследовать больше больше земной поверхности и, следовательно, больше возможный источников восходящих потоков. Попав в слив - увеличивай скорость. Летя к выбранному облаку, не будь слишком сосредоточен на том, чтобы его достичь, не игнорируй поднимающиеся пузыри тёплого воздуха и турбулентности, которые можешь встретить во время полёта в чистом небе. Часто можно обрабатывать подобные обрывки подъёма по пути к своему следующему облаку, но возможно эти клочки разовьются в ещё более лучшее облако. Прекрасно! Конечно же вцепись в него на старте и не бросай на полдороги, работай с ним также, как планировал обрабатывать облако, куда летел первоначально. Помни правило: никогда не бросай зону подъёма! Летя между потоками, втяни голову в плечи, вытяни вперёд ноги, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Будь полностью неподвижен, не верти телом. Старайся не напрягать или не прижимать носки к нижней части подвески при обработке потоков или планировании. Это лишь пустая трата ценной энергии.
Держись!
Между потоками следи за вариометром. Если скорость снижения стала уменьшаться или обнулилась, - сделай широкий гладкий разворот на 36- градусов. Если подъём не обнаружился, сделай еще один разворот, но уже вытянутый под ветер. Вцепись крепкой хваткой в "нули". Очень часто бывает, что это слив переходящий в подъём. Если нет - лети дальше. Даже слив -0,5 метра в секунду стоит нескольких кругов парящей спирали в поисках скрывающегося рядом возможного потока.
Опустившись до высоты 650 метров и ниже начинай искать источники потоков на земле и пригодные для парения хребты. Потоки у земли скорее всего будут небольшими и очень сильными. Они не горят желанием видеть тебя внутри себя. Поэтому старайся лететь выше и дальше.
Необходимо запомнить
- Всё зависит от тебя: от твоего настроя и уверенности.
- Подготовь своё снаряжение, чтобы твой мозг сосредоточился только на полёте.
- Составь план и поставь небольшую цель.
- Заберись повыше и дрейфуй со своим потоком - неожиданно ты увидишь, что летишь маршрут.
- Оставайся в потоке, если облако всё ещё работает, дрейфуй вместе с ним, не гони.
- Бросай иногда взгляд на подветренную сторону - ищи набирающий параплан, облако или птицу.
- Оставайся выше и лети дальше.
- Даже если пролетишь лишь несколько километров - празднуй свой успех.
Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.