===
Мотоцикл для деревни
В начале 1980-х годов в СССР началась разработка специальных мотоциклов повышенной проходимости для сельской местности.
Эта тенденция была вызвана тем, что выпускаемые на тот момент классические мотоциклы не полностью удовлетворяли требованиям, предъявляемым к вседорожным мото-транспортным средствам. И это при том, что большинство потребителей мотоциклов находились именно в сельской местности.
Первым заводом, который спроектировал и стал серийно производить универсальную двухколесную машину для сельских жителей, стал Тульский машиностроительный завод.
***
Справка:
Тульский машиностроительный завод имени Рябикова (ТМЗ) с 1957 года выпускал двухколесные мотороллеры Т-200 .
В 1958 году началось серийное производство трехколесных мотороллеров «Муравей» с грузовым кузовом.
Из воспоминаний конструктора мотоцикла "Тула", заслуженного мастера спорта, Евгения Дмитриевича Власова (журнал "Т-М, 2001 год №5):
"Имея опыт участия в различных мотоциклетных состязаниях, я понимал, что сельскому мотолюбителю больше всего понравится устойчивый мотоцикл с низким центром тяжести, на возможно более широких шинах низкого давления, способный долгое время ехать на низших передачах без перегрева хорошо приспосабливающегося принудительно охлаждаемого двигателя, в котором использовался бы низкооктановый бензин..."
***
В 1985 году первая опытная партия специальных мотоциклов повышенной проходимости, которые получили индекс «ТМЗ-5.951», поступила в продажу.
Тульский мотовездеход имел рамную конструкцию из цельнотянутых труб, на которых располагался двигатель и двойной топливный бак.
Мотоцикл имел двухместное сиденье и небольшой багажник сзади. Максимальная грузоподъемность составляла 170 кг.
***
Передняя и задняя подвески – с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами одностороннего действия.
Тормоза – барабанные на обеих осях, задние управлялись ножной педалью, а передние – рычагом на руле. Мотоцикл оснащался широкопрофильными шинами размерностью 6.7-10, на штампованных дисках.
***
На мотовездеход устанавливался карбюраторный одноцилиндровый двухтактный двигатель с принудительным воздушным охлаждением объемом 0,2 литра. Мощность двигателя составляла 13 лошадиных сил, максимальный крутящий момент – 16 Нм.
Коробка передач – четырехступенчатая. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью, прикрытой грязезащитным щитком.
***
Мотоцикл сухой массой 128 кг развивал максимальную скорость по шоссе до 90 км/ч, при этом расход топлива составлял не более 3,5 литров на 100 км.
Всего с 1985 по 1992 годы было выпущено более 40 тысяч мотоциклов «ТМЗ-5.951».
Кроме того, в 1990 году началось производство модернизированного мотовездехода, который получил индекс «ТМЗ-5.952».
Всего до 1996 года было выпущено более 25 тысяч специальных мотоциклов повышенной проходимости «ТМЗ-5.952».
Затем наступил кризис, и к 2000 году производство мотоциклов на Тульском машиностроительном заводе сошло на нет…
Вот такая интересная и одновременно грустная история.
***
Про «современный» мотовездеход из Тулы можете прочитать в статье: Тульский "Атаман": мотовездеход для деревни
===
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на наш канал, если вам было интересно!