Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

Тульский мотовездеход для бездорожья

===

Мотоцикл для деревни

В начале 1980-х годов в СССР началась разработка специальных мотоциклов повышенной проходимости для сельской местности.

Эта тенденция была вызвана тем, что выпускаемые на тот момент классические мотоциклы не полностью удовлетворяли требованиям, предъявляемым к вседорожным мото-транспортным средствам. И это при том, что большинство потребителей мотоциклов находились именно в сельской местности.

Первым заводом, который спроектировал и стал серийно производить универсальную двухколесную машину для сельских жителей, стал Тульский машиностроительный завод.

Мотовездеход ТМЗ-5.951
Мотовездеход ТМЗ-5.951

***

Справка:

Тульский машиностроительный завод имени Рябикова (ТМЗ) с 1957 года выпускал двухколесные мотороллеры Т-200 .
В 1958 году началось серийное производство трехколесных мотороллеров «Муравей» с грузовым кузовом.

Из воспоминаний конструктора мотоцикла "Тула", заслуженного мастера спорта, Евгения Дмитриевича Власова (журнал "Т-М, 2001 год №5):

"Имея опыт участия в различных мотоциклетных состязаниях, я понимал, что сельскому мотолюбителю больше всего понравится устойчивый мотоцикл с низким центром тяжести, на возможно более широких шинах низкого давления, способный долгое время ехать на низших передачах без перегрева хорошо приспосабливающегося принудительно охлаждаемого двигателя, в котором использовался бы низкооктановый бензин..."

Евгений Власов на своем мотоцикле в пустыне, Тунис
Евгений Власов на своем мотоцикле в пустыне, Тунис

***

В 1985 году первая опытная партия специальных мотоциклов повышенной проходимости, которые получили индекс «ТМЗ-5.951», поступила в продажу.

Тульский мотовездеход имел рамную конструкцию из цельнотянутых труб, на которых располагался двигатель и двойной топливный бак.

Мотоцикл имел двухместное сиденье и небольшой багажник сзади. Максимальная грузоподъемность составляла 170 кг.

Мотовездеход ТМЗ-5.951, вид справа
Мотовездеход ТМЗ-5.951, вид справа

***

Передняя и задняя подвески – с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами одностороннего действия.

Тормоза – барабанные на обеих осях, задние управлялись ножной педалью, а передние – рычагом на руле. Мотоцикл оснащался широкопрофильными шинами размерностью 6.7-10, на штампованных дисках.

Размеры мотовездехода ТМЗ-5.951
Размеры мотовездехода ТМЗ-5.951

***

На мотовездеход устанавливался карбюраторный одноцилиндровый двухтактный двигатель с принудительным воздушным охлаждением объемом 0,2 литра. Мощность двигателя составляла 13 лошадиных сил, максимальный крутящий момент – 16 Нм.

Коробка передач – четырехступенчатая. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью, прикрытой грязезащитным щитком.

Двигатель мотовездехода ТМЗ-5.951
Двигатель мотовездехода ТМЗ-5.951

***

Мотоцикл сухой массой 128 кг развивал максимальную скорость по шоссе до 90 км/ч, при этом расход топлива составлял не более 3,5 литров на 100 км.

Всего с 1985 по 1992 годы было выпущено более 40 тысяч мотоциклов «ТМЗ-5.951».

Кроме того, в 1990 году началось производство модернизированного мотовездехода, который получил индекс «ТМЗ-5.952».
Всего до 1996 года было выпущено более 25 тысяч специальных мотоциклов повышенной проходимости «ТМЗ-5.952».

Затем наступил кризис, и к 2000 году производство мотоциклов на Тульском машиностроительном заводе сошло на нет…

Вот такая интересная и одновременно грустная история.

Мотовездеход ТМЗ-5.952
Мотовездеход ТМЗ-5.952

***

Про «современный» мотовездеход из Тулы можете прочитать в статье: Тульский "Атаман": мотовездеход для деревни

===

Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на наш канал, если вам было интересно!

Авто
268,3 тыс интересуются