Итак, вы стали догадываться, что ваш гаджет — двойной агент. Без него как без рук, но нет ни тени сомнений — он явно передает личную информацию третьим лицам.
Скорее всего, вы начали сомневаться в честности гаджета по самому распространенному сценарию. Есть что-то, чем вы абсолютно не интересуетесь. И вдруг некто из вашего окружения начинает активно это обсуждать. Проходит время и… Это “что-то” начинает преследовать вас в контекстной рекламе по всему Интернету.
Например, вы никогда не были фанатом зеленого чая. А тут коллега привез пару упаковок из недавней поездки по Китаю. Целую неделю весь офис не покладая рук пьет зеленый чай, попутно слушая лекции этого самого коллеги про непревзойденные вкусовые и целебные свойства напитка. И вот, теперь каждый визит в фейсбук сопровождается рекламой оригинального китайского чая или подкастов чайных сомелье.
Хорошая новость — вы такой не один! Вот очень похожая история из тысяч подобных. Знакомая ситуация, не правда ли? Но стоит только заикнуться о прослушке, как тебе сразу же начинают примерять шапочку из фольги.
И только в последнее время игнорировать реальность становится все труднее и труднее. Даже самые упертые скептики признают — массовая коммерческая прослушка существует и IT-гигантам пора бы уже прояснить ситуацию.
Маленькое ухо большого брата
Но ни Facebook, ни Google не торопятся этого делать. Более того, ни одна из крупных IT-компаний даже не признала наличия данной технологии официально. Когда люди хотят из первых уст услышать о вопиющих нападках на приватность, обычно нам говорят что-то вроде этого:
Компания не использует аудиовозможности встроенных в телефоны микрофонов для сбора и передачи информации рекламодателям или новостным агентствам в той или иной форме.
или этого.
Поэтому все, что у нас есть — многочисленные прецеденты прослушки, эксперименты от простых пользователей и комментарии экспертов по цифровой безопасности. Но даже на основе этой информации можно узнать много интересного.
Сам факт коммерческой прослушки стал возможен благодаря развитию технологий Big Data — сбору и анализу гигантских массивов информации. Еще пару десятилетий назад такое было попросту невозможно — не хватало ни технологических мощностей, ни источников информации. Но прогресс не стоял на месте. Вслед за первыми смартфонами возникли высокоскоростные стандарты мобильного интернета и производительные дата-центры, способные переваривать петабайты информации.
Теперь стать крупицей в маркетинговых изысканиях IT-корпораций может каждый обладатель смартфона — достаточно почаще разговаривать в присутствии своего гаджета. Причем не обязательно говорить громко и четко — алгоритму распознавания речи не послужит преградой ни плохое качество записи, ни медленное соединение, ни заоблачная высота.
Кто-то может возразить — “Неужели смартфон способен анализировать нашу речь?! Ведь на это будут уходить все ресурсы даже самого современного гаджета!“ Очевидно, что сама обработка аудио происходит не на стороне “клиента”, а на стороне “сервера”. Смартфон просто выступает в роли жучка — записывает и передает звук. Причем речь идет не о потоковой трансляции, а о периодической записи небольших разговоров.
Доктор Питер Ханнай, старший консультант по безопасности в фирме Asterisk:
Время от времени аудиоклипы действительно отправляются на серверы сторонних приложений, но официального определения соответствующих триггеров не существует. То ли это зависит от времени, то ли от местоположения, то ли от использования каких-то функций, но приложения пользуются доступом к микрофону и периодически используют эти данные. Внутренние составляющие приложений отправляют эти данные в зашифрованном виде, поэтому определить конкретные триггеры очень трудно.
И уже только потом, в дата-центрах Google, Facebook или Apple специальный алгоритм разберет вашу запись по косточкам, разобьет ее на ключевые слова, оценит их релевантность и выдаст рекламу, подобранную специально для вас. Поэтому пользователи не замечают никаких отклонений — редкие утечки почти не влияют на заряд батареи, расход трафика или нагрузку вычислительных мощностей устройства.
Зачем они это делают?
Если вкратце, то для более точного таргетирования рекламных объявлений и, как следствие — повышения прибыли. Реклама — кровь современных информационных технологий, снабжающая денежным кислородом весь организм цифрового мира. Именно продажа рекламы сделала Google и Facebook такими, какими мы их знаем сейчас — многомиллиардными корпорациями, имеющими колоссальное влияние во всем мире.
И неужели вы могли подумать, что они пройдут мимо такого лакомого кусочка, как персональные данные миллионов пользователей? Ведь каждым своим действием как в интернете, так и в реальной жизни люди показывают заинтересованность в неких товарах и услугах.
Лайкнул любимого исполнителя в YouTube и тебя непременно оповестят о выходе его новый альбома в iTunes и Google Play. Начал заходить в магазины здоровой пищи и экопродуктов — заботливая реклама предложит тебе еще и на йогу записаться. А в случае с прослушкой разговоров все гораздо проще — человек сам рассказывает, в чем конкретно он нуждается.
Что делать?
В каждом крупном онлайн-сервисе есть настройки приватности. Правильно выставив нужные галочки, можно минимизировать вмешательство IT-корпораций и их рекламных систем в свою частную жизнь. Но только не в случае коммерческой прослушки, так как сам факт ее наличия не был официально признан еще ни одним “подозреваемым”.
Очень жаль, что микрофон — не камера и сколько его не заклеивай, звук от этого не перестанет записываться и передаваться на сторонние сервера.
Остается два выхода. Либо расслабиться и принять прослушку как данность цифровой эпохи, либо полностью перекрыть каналы связи, по которым идет утечка. В те моменты, когда вы хотите абсолютной приватности, необходимо физически блокировать все протоколы беспроводной передачи данных. Выключение смартфона и авиарежим смотрятся неплохо, но это долго и не всегда надежно.
Можно также воспользоваться капсулой, которая блокирует радиосигналы для смартфонов. Радиоволны не проходят сквозь стенки капсулы (принцип «клетки Фарадея») и телефоны внутри теряют связь с внешним миром. А еще можно использовать специальное приложение WhiteShield — оно создает шумовой фон в речевом диапазоне частот, мешая записи разговоров и распознаванию речи (громко, но эффективно).
P.S. Разумеется, мы никого не обвиняем и не призываем к массовой истерии. Мы опирались на случаи, найденные в сети и не факт, что все они были осуществлены намеренно. Однако, иногда случайности не случайны. И когда рекламные объявления слишком часто совпадают с содержанием наших разговоров, трудно не заметить в этом закономерность.