Если вы уже читали другие статьи на моём канале, то хорошо знаете – в 90-е годы, дух свободы очень опьяняюще подействовал на российских автомобильных дизайнеров. И пока на ГАЗе ваяли странные внедорожники семейства «Атаман», а столичный АЗЛК лепил седаны, пикапы и кто знает, что ещё из 41-го Москвича, ВАЗ не отставал.
И в Тольятти хватало своих своеобразных проектов. Одним из них стал герой этой статьи – ВАЗ 1151 «Гном».
Что это за автомобиль?
По сути, укороченная «Ока». Да, мудрить с конструкцией не стали, и просто отрезали от другой тольяттинской малолитражки лишнее. Вы спросите – куда же ещё меньше? Оказалось, что можно и ещё оттяпать. Длина «Оки» - 3200 мм, а у «Гнома» - 2500 мм.
Но агрегаты оставили те же. В движение автомобильчик приводил карбюраторный двигатель мощностью 30 лошадиных сил, который работал в тандеме с механической коробкой передач.
Снаряженная масса составляла всего лишь 490 кг. Несмотря на такие скромные показатели, в салоне могли поместиться 4 человека: двое взрослых спереди, и пара детских мест сзади, помельче. Получается, что «Гном» мог спокойно брать на борт и тащить больше четверти от своего собственного веса.
На московском автосалоне в 1992 году представили обычную версию модели с бензиновым мотором. А немного погодя появился и электрический ВАЗ 1151. Благо, что «Ока на батарейках» в то время уже существовала. Хотя, и собиралась мелкосерийными партиями.
В 1996 году конструкторы явили миру пляжную версию «Гнома» с электрическим мотором, которая получила приставку «Эльф», немного другой дизайн и лишилась дверей. Запас хода составил – 100 километров, а максимальная скорость – 90 км/ч. От обычной розетки, машине нужно было заряжаться 8 часов. Не очень впечатляет, на фоне современных электрических автомобилей.
Почему не сложилось?
Несмотря на забавный внешний вид и сложные времена, руководство ВАЗа серьёзно отнеслось к проекту. Они решили запустить его в серийное производство. Сборку хотели организовать в городе Шуя (Ивановская область), на мощностях местной фирмы.
Выпускать модель планировали не мелкими партиями – на заказ, а массово, чтобы завалить всю страну, и собирать по 10 000 автомобилей в год.
Но, как это обычно случалось в те годы, любой перспективный и интересный проект, приговорило отсутствие инвестиций. То ли просто не смогли найти бизнесменов, которые бы вложились в «Гнома», то ли деньги просто исчезли, нам это уже неизвестно.
Советую посмотреть:
«Урал, Москвич и Радуга» Вспоминаем, на каких машинах катались дети в СССР.
ВАЗ 1121 – машина, которая должна была сменить старую «Оку» в 2006 году.
ГАЗ 3106 «Атаман 2» - наш ответ Lexus и Toyota Land Cruiser
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.