Найти в Дзене

Музыкальные маски Венеции

Антонио Вивальди
Антонио Вивальди

Венеция…город на воде, город рыбаков, торговцев, стеклодувов и гондольеров. Гондола – транспорт,  но еще и часть венецианского менталитета. Стать гондольером непросто, эта профессия, как правило, передается от поколения к поколению и требует много усилий. Нужно быть одновременно виртуозным водителем,  образованным экскурсоводом, а еще… хорошим певцом. 

Венецианские гондольеры даже создали свой жанр в музыке. В итальянском языке он называется canzone da batelo или canzone veneziana, но более известно другое название –«баркаролла». Под этим именем мелодии венецианских «таксистов» проникли в серьезную музыку, например, многие из знаменитых «Песен без слов» Ф. Мендельсона навеяны напевами, услышанными с гондол. 

Гондольеры оказались такими музыкальными неслучайно. Со времен раннего барокко Венеция была одним из важных центров музыкальной культуры.  Именно здесь зарождались традиции » светской инструментальный музыки, из которой потом, через два века выросли симфонии Моцарта. 

Венеция на закате
Венеция на закате

Как ни странно, основателем венецианской композиторской школы (Scuola veneziana) оказался не уроженец Венеции, а приезжий музыкант, фламандец Адриан Вилларт. Одним из первых он стал отходить от полифонии и делить музыку на соло и аккомпанемент. Его начинания подхватили местные композиторы - Андреа Габриэли, его племянник Джованни и их коллеги. Венецианская школа, с ее изящными мелодичными сонатами и токкатами, прогремела на всю Европу и дала миру родоначальника оперы, Клаудио Монтеверди. 

Кстати, об опере. Она стала мечтой и проклятьем самого известного венецианского композитора Антонио Вивальди.

Он родился в семье артистичного  парикмахера, любившего стричь клиентов под звуки музыки. Родители прочили сыну карьеру священника, но он проявил выдающийся музыкальный талант, да к тому же болел астмой, что мешало ему служить мессу. 

В сан священника Вивальди все-таки рукоположили,  но работал он музыкантом. Руководил девичьим оркестром в консерватории. вот только слово «консерватория» тогда означало не ВУЗ, а приют. От слова «консервировать», то есть «сохранять». «Сохранялись» там бедные сиротки: от уличных подкидышей до плодов адюльтера аристократов. Из этих девушек состоял лучший венецианский оркестр. На их концерты ломилась публика, вот только разглядеть юных скрипачек и флейтисток никому не удавалось – их скрывали специальными решетками, дабы не вводить  никого во искушение.

Именно для этого оркестра Вивальди написал свои бессмертные «Времена года», которые совершенно не ценил. Он мечтал об опере и все деньги, заработанные инструментальной музыкой, тратил на оперные постановки. Далеко не всегда это получалось организовать в Венеции и маэстро отправлялся в другие города. Не забываем, что он страдал астмой и, порой, даже несколько шагов от подъезда дома до кареты становилось для него проблемой. Но что делать! Мечта есть мечта! Композитора не смущала ни убыточность проектов, ни многочисленные насмешки. Еще бы. Святой отец ставит оперы, проводит кастинг среди певиц. Самое грустное, что и сейчас инструментальная музыка Вивальди гораздо более популярна, чем его оперы, хотя последние имеют высокие художественные достоинства. Но с другой стороны,  Вивальди не так давно вернулся к публике из пучин забвения. Это сегодня его «Времена года» - бесспорный хит, а в начале ХХ века о них мало кто слышал. Может быть, и у опер венецианского мастера еще все впереди? 

Из Венеции родом и знаменитое Адажио Альбинони, одно из самых популярных музыкальных произведений. Его исполняли суперзвезды от Хосе Каррераса до Демиса Руссоса и группы“The Doors».  То есть, если точнее, то венецианцем был сам Томазо Альбинони. Вот только гениальное Адажио, известное под его именем, издал в 1958 году итальянский композитор, Ремо Джадзотто. Последний утверждал, что только реконструировал музыку Альбинони на основе нотного фрагмента, найденного в развалинах Дрезденской библиотеки, но эксперты по музыкальным стилям с ним не согласились. Уж слишком выделялась эта мелодия из остального наследия венецианского мастера. 

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург

Кстати, в Санкт-Петербурге, который иногда называют Северной Венецией, произошла похожая история. Тогда этот город еще назывался Ленинградом и жил в нем скромный гитарист Владимир Вавилов. В 1970 году он записал пластинку лютневой музыки, в которой прозвучала Аве Мария Каччини, ставшая мировым хитом. И точно также она была совершенно непохожа на музыку Джулио Каччини, да и вообще на музыкальные композиции эпохи барокко. Исследователи решили, что автор ее – Вавилов. Он мог скрыть свое авторство потому, что не имел композиторского образования и опасался, что его музыку не примут всерьез. 

Вот такие неожиданные пересечения есть у Венеции и ее северного собрата.

16-го февраля приглашаем вас оказаться сразу в трёх красивейших городах мира. Музыка старинной Венеции, Амстердама и Санкт-Петербурга в исполнении солистов Барочной капеллы «Золотой век».

В программе венецианец Антонио Вивальди, голландцы Ян Альберт ван Эйкен и Якоб Клейн, а также любимый композитор русской аристократии XVIII века Иван Евстафьевич Хандошкин. В концерте будут звучать: виолончель, единственный в России большой духовой орган Kuhn.

Провести вечер в соборе на Малой Грузинской