Едва ли кому-то нужно объяснять, что литература – как и искусство в целом – обогащается от эпохи к эпохе, непрерывно развивается. Как сказал Анри Матисс:
Мы рождаемся, непременно заимствуя чувства, присущие определенной эпохе цивилизации. И это гораздо важнее, чем тот опыт, который мы от эпохи наследуем.
А с какими чувствами рождается человек 21 века?
Фактически сейчас наступает эпоха постпостмодерна (метамодерна), что звучит даже вполне логично. Но до сих пор непонятны приоритетные направления, либо методы письма, общие темы и т.д. Ведь постмодернизм расценивался как реакция на модернистский культ нового, как элитная реакция на массовую культуру. Что мы сейчас, по сути, наблюдаем в музыке, где главенствует рэп. Это и есть немного мутировавший литературный постмодерн. Посудите сами: аллюзии к массовой культуре/литературным произведениям, высмеивание всего подряд, отрицание моральных норм и переосмысление морали как таковой. Именно в музыке мы сейчас видим мигрировавший постмодерн. А литература остаётся у разбитого корыта, эпоха «пост(пост-)модерна» как-то вообще странно звучит и, по ощущениям, все никак не может наступить. У нас есть несколько пишущих по сей день писателей, таких как Акунин и Пелевин. Каждый из которых идёт своей дорогой: один пишет классические детективные романы, вплетая в них реальные исторические сюжеты (тем не менее, его тексты следует разглядывать буквально под микроскопом, раз за разом открывая для себя новые «уровни»), другой и вовсе уходит в некую метафизическую литературу (взять, например, предпоследний его роман – iPhuck 10). Или можно выбрать более сложный путь: опуститься на самое дно современной русской литературы, прокопать себе тунель сквозь увесистый слой глины и опуститься еще ниже. Именно там мы найдем книги Донцовой. Если оглядеться по сторонам, то можно заметить еще несколько русских писателей-фантастов, которых почему-то в книжных магазинах ставят в один ряд со Стругацкими. Серьезно. Зайдите в любой книжный и отыщите там отдел «Русская фантастика». Вот где начинается истинная вакханалия. Непонятно в каком подвале нарисованные обложки с названиями в стиле: «Убийство рядового Ксанакса» или «Планета Икс и киборги ближайшей орбиты». Причем создаётся впечатление, что все обложки рисует один и тот же человек. То есть это уже какой-то немыслимый уровень постиронии.
Вернёмся к высказыванию Матисса. Человек сегодняшнего дня заимствует от эпохи, в первую очередь, чувство пресыщения. Все сказано и все написано. Нам остаётся лишь обрабатывать и перерабатывать созданное до нас. Мы не можем придумать ничего нового, поэтому начинаем экспериментировать с формой изложения. Мы придумываем «литературные проекты», пытаемся делать разнообразные гибриды. Например, у Бориса Акунина есть цикл произведений «Смерть на брудершафт», написанный в жанре «роман-кино». По словам автора, он хочет совместить литературный текст с визуальностью кинематографа. Сомневаться в писательском таланте Акунина не приходится. Но насколько необходимым было создавать столь странный жанр? Идём дальше. Попытка создать гибрид музыки и литературы. Например, ГОРГОРОД от Оксимирона и «Хипхопера: Орфей и Эвридика» от Noize MC. Альбом первого даже номинировали на литературную премию Александра Пятигорского. А вернее не альбом, а «поэму в стиле рэп». Именно так написано на сайте премии. В итоге, от обоих мы получаем довольно посредственные «литературные произведения», если мы рассматриваем это именно в контексте таковых. Но дело в том, что это не поэма и не опера, это музыкальные альбомы. Следовательно, и спрос с них меньше. Нужно рассматривать их только через призму музыки, потому что в литературе такие примитивные сюжеты не выдерживают никакой критики. Разве мы ни разу не читали историю горетворца посреди антиутопии (ГОРГОРОД). Это ведь классический мотив в мировой литературе. Но, к сожалению, мы медленно идём к тому, что литература постепенно перерастает в подобный синкретизм. Кто из вас уверен в том, что оксимирон в сорок лет не задумает написать настоящую поэму и затем зачитать её под бит?
Есть еще более странные вещи. На просторах интернета можно найти книгу «Преодолевая Гэнгсташит» от парня по кличке Касс, который отсидел в тюрьме. Она составлена из его твитов. Вызывает сомнения культурная ценность книги, составленной из 140-символьных постов в твиттор. Но здесь мы медленно подходим к следующей проблеме: насколько важна культурная ценность произведений сегодня? Не важнее ли представить оригинальную идею? Для кого из вас, людей 21 века, эстетическая и образовательная функция искусства стоит на первом месте? Сегодня гораздо более важно сделать что-то из ряда вон выходящее. Нечто, что будет заявлять о себе еще долгое время. Важно сделать акцент на живучести вашего замысла, нежели на идее, которую он несёт. В этом проблема современной литературы. Мы хотим эпатировать, мы хотим быть замеченными. А с интернетом это стало только сложнее. Ведь в куче мусора очень сложно найти достойные вещи, именно поэтому творцы пытаются выделиться из толпы, где-то стирая границу между искусством и непотребством. Феном постиронии родился именно на этой почве.
Может быть это и есть эпоха постпостмодерна? Может она уже наступила, а мы наивно надеемся, что это только застой? Существуют мнения, что будущее литературы (не только русской, но и мировой) именно в этих самых гибридах. Сейчас этот нео-жанр похож на молодого писателя, что никак не может избавиться от влияния любимых авторов, которыми он зачитывался в юности. Он пытается создать оригинальный продукт, неизбежно проходя через копирование других произведений. Но с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Так же и с ГОРГОРОДОМ и с пресловутой Хипхоперой. Пока что они представляют из себя неумелые поделки, попытки сделать что-то особенное. Но, возможно, со временем эти попытки перерастут во взрослые, полноценные литературные (либо полулитературные) произведения и нам уже не придется делать скидку на зачаточность жанра.