Найти тему
История: факты и мифы

Республика Польская и Литовская

По сравнению с драматичной участью Венгерского и Чешского королевств положение Речи Посполитой в XVI в. и в первые десятилетия XVII в. казалось радикально отличным. Для Польского и Литовского государства наступил благоприятный период социально-экономических изменений, время прочного мира, лишь изредка нарушаемого войнами, которые происходили на границах или за границами страны. Исключение составляли лишь русские земли Великого княжества Литовского и польской короны, предоставленные набегам и грабежам татар из Крымского ханства. Эти нападения, участившиеся в начале XVI в., оставались серьезной проблемой государства вплоть до XVIII в.

Постоянная дань, которую страна выплачивала ханству, многотысячные войска, охранявшие границы в районах необозримых степей, лишь смягчали опасность, но не предотвращали ее. Чрезвычайно важным для Польши стало неожиданное разрешение проблемы, столь тревожащей ее в XIV и XV в., - проблемы тевтонских рыцарей. Последний гроссмейстер Тевтонского ордена в Пруссии, Альбрехт Гогенцоллерн, до сего времени воевавший с Польшей, под влиянием лютеранства решил превратить свои владения в светское княжество, принадлежащее польскому королю на правах фьефа.

Альбрехт Бранденбург-Ансбахский Гогенцоллерн
Альбрехт Бранденбург-Ансбахский Гогенцоллерн

Так в составе Польского государства появилось протестантское (лютеранское) государственное образование с собственной церковью, подчиненной новому правителю. Победа, одержанная 24 февраля 1525 г. королем Карлом V при Павии, без сомнения, ускорила решение Польши, опасавшейся, что вторжение императора изменит намерения Альбрехта. Другим ее политическим актом, смелым и новаторским в европейских масштабах, было подписание в 1533 г. мирного договора с Турцией, почти на век упрочившего мир в этой области отношений.

Битва при Павии (Йоахим Пати­нир)
Битва при Павии (Йоахим Пати­нир)

Для Великого княжества Литовского основная угроза исходила со стороны русских земель. В силу этой причины сотрудничество с Польшей стало одним из наиболее весомых аргументов литовских сторонников объединения с Речью Посполитой. Ливонская война (1558-1583 гг.), объединившая усилия Польши и Литвы, увенчалась успехом. Обе стороны противостояли России; помимо них, в этот конфликт вступили Дания и Швеция, стремившиеся занять доминирующие позиции в Балтийском регионе («dominium maris Baltici»). Целью, которую преследовала Московская Русь Ивана IV Грозного (1533—1584), был доступ к Балтийскому морю и контроль над этим важным коммерческим путем. Однако Россия с ее выходом к Балтике представляла определенную опасность для Литвы.

Первые годы войны не стали решающими ни для одной из сторон, несмотря на потерю Литвой Полоцка на Двине. Впоследствии, с 1578 г. по 1581 г. умело организованные военные действия Стефана Батория, которыми руководил сам король, привели к поражению России, после чего Польша и Литва заняли Ливонию, Швеция - Эстляндию, а Полоцк был возвращен Литве. Россия на долгое время потеряла доступ к балтийским берегам; к тому же, ее ждал долгий период острых внутренних кризисов.

Стефан Баторий
Стефан Баторий

Образ правления Речи Посполитой, на котором мы еще остановимся, почти не давал возможности осуществлять политическую и военную экспансию ни в одной из ее форм. С другой стороны, политика государства, готового защищаться в случае нападения, была направлена на поддержание мира и существующего status quo.

Польша опасалась сильной королевской власти, как и армии в руках короля. Успех военной кампании Батория против России был вызван особыми условиями тесного сотрудничества польского короля и знати. В этом плане Речь Посполитая разительно отличалась от множества европейских стран того времени, включая своих соседей, тогда как они - Россия, Габсбурги или Швеция - в течение следующих веков стали ее тяжким бременем.

Государство, появившееся в результате польско-литовского союза, занимало после России самую большую территорию в Европе: в первой половине XVII в. его площадь составляла около миллиона квадратных километров. Его демографический потенциал был высок (10-12 миллионов жителей в первой половине XVII в.), у него имелись богатства, а уровень культуры не уступал европейскому. Можно ли было предвидеть, что его активная международная политика, проводимая в столь благоприятных условиях конца XVI в., потерпит катастрофу в XVII в.?

Во время правления короля Сигизмунда III Вазы (1587-1632) был достигнут ряд успехов, однако его политика обнажила уязвимые места государства, обнаружив ростки его будущих поражений. Своим избранием на польский трон молодой правитель был обязан родству с Ягеллонами по материнской линии: он был сыном Екатерины Ягеллон, сестры последнего мужского представителя династии, Сигизмунда Августа. Сигизмунд III, католик, законный наследник шведского трона, желал связать Швецию и Речь Посполитую личной унией, а также произвести реставрацию католицизма в своей родной стране. Союз существовал с 1592 г. по 1599 г., но закончился военным конфликтом: Швеция принять как Сигизмунда, так и католицизм. В результате в 1600 г. началась долгая польско-шведская война. В течение XVII в. после многочисленных усилий шведам удалось занять доминирующее положение в регионе Балтийского моря, с Польшей в качестве своего главного противника.

Сигизмунд III Ваза
Сигизмунд III Ваза

Равным образом Сигизмунд III Ваза потерпел неудачу в своих попытках вмешаться во внутренний кризис, потрясший основания Русского государства на рубеже XVI-XVII вв., которые впоследствии были названы временем Великой Смуты. Сначала в русские внутренние дела вмешивались, используя военную силу, отдельные польско-литовские феодалы. Сигизмунд III официально вступил в конфликт лишь в 1609 г., и здесь ему сопутствовал военный успех: с согласия на то местных жителей войска Речи Посполитой вошли в Москву, а в 1611 г., по окончании долгой осады, они заняли ключевую крепость, Смоленск. Однако переговоры, начатые русскими боярами ради приемлемого политического разрешения конфликта, оказались проблематичным делом. Гетман Станислав Жолкевский, который в 1610 г. ввел в Кремль польские и литовские войска, ранее получил согласие большой группы бояр и властей Москвы на избрание царем юного сына Сигизмунда, Владислава, родившегося в 1595 г.

-5

Условием, сознательно поставленным русской стороной, было его обращение в православную веру, с чем Жолкевский - рьяный католик, между прочим, - согласился с самого начала. Однако Сигизмунд III не принял этого проекта: в его планы скорее входило образование польско-литовско-русского союза под его скипетром и обращение русских в католицизм. При этих условиях польско-литовским войскам, на которых к тому времени смотрели как на захватчиков, было оказано сильное сопротивление. Осенью 1612 г. польско-литовские войска ушли из Кремля, а в 1613 г. царем был избран Михаил Романов, первый из династии, правившей в России до 1917 г.

Михаил Романов
Михаил Романов

В 1619 г. в Деулине был подписан мирный договор, по условиям которого Россия лишилась Смоленска и большой части северного региона. Владислав не оставил своих претензий на царский трон, однако Москва защищала свою независимость; враждебность по отношению к Польско-Литовскому государству глубоко врезалась в ее память и сознание.

Поддержите канал - ставьте класс, подписывайтесь и читайте интересные статьи.