Антонен Арто – французский поэт, актер и реформатор современного театра. Будучи бунтарём, выступавшим и создающим от имени искусства, он соткал из своих мыслей и действий обожженное знамя театральной революции. Биография этого необычного человека описана многими авторами, но мы возьмем за основу биографический очерк, написанный небезызвестным исследователем искусства – Стивеном Барбером, а поведаем мы о самом грандиозном творении Арто – Театре Жестокости.
Театр Жестокости родился из длительных разговоров о театре Антонена с самим собой. Эти внутренние монологи были первым шагом на пути к свершению его замысла, вторым шагом на этом нелегком пути стал их выплеск в серию полемических деклараций, обращенных к литературному сообществу и к возможным спонсорам. Однако критики назвали Театр Жестокости невозможным театром, признавая красоту первоначальной идеи, но именуя его проявление безнадежно расплывчатым и метафоричным.
Театр Жестокости для Αрто – это действо, торжествующее над смыслом. Это опасность, угрожающая как душам, так и телам участников и зрителей. Это нескончаемая импровизация, не позволяющая одному спектаклю воплощаться на сцене дважды. Но все эти принципы, которые легли в основу театра жестов и криков и которые изначально являли собой настоящее волшебство, к великому ужасу Антонена, стали превращаться в балаган. Но об этом позже.
Арто стремится создать для своего театра жестовый и визуальный словарь. Осознав новый язык — язык звуков, криков, света, словотворчества, — театр должен его упорядочить, превратив людей и предметы в настоящие иероглифы и ища соответствующие им символы на всех уровнях, во всех жанрах.
(Стивен Барбер)
Спектакль реформатора должен был исключить текст и охватить экстремальные телесные проявления и крики. Но речь не исчезала вовсе, а лишь меняла свое качество и смысл. Об этом Арто говорил: «Дело не в том, чтобы вовсе отказаться от членораздельной речи, но чтобы придать словам ту важность и значимость, какая появляется у них во сне». Арто стремился убрать так называемую «четвертую стену» театра, расположенную между актерами и зрителями, тем самым навсегда изменив театральное пространство.
В конце концов, мечте суждено было сбыться – но лишь частично. В 1935 году Арто поставил на сцене адаптацию трагедии английского поэта-романтика Перси Шелли «Ченчи», но вот беда – спектакль потерпел провал. Театр Жестокости был встречен враждебно. Многих устрашило то, как далеко готов зайти Антонен, воплощая в жизнь свои идеи.
Отклики в прессе были многочисленны, но почти исключительно агрессивны: критики насмехались над «странной смесью диких звуков и неестественных жестов».
(Стивен Барбер)
После семнадцатого представления «Ченчи» навсегда сошла со сцены, поставив точку в истории Театра Жестокости.
Подписывайтесь на канал, облизывайтесь наповал.