Приветствую тебя, Читатель!
На полуострове Кенай, что находится в штате Аляска, есть городок с очень неамериканским названием, Николаевск. Основан он был в 1968-м году переселенцами-старообрядцами, которые на протяжении многих лет путешествовали по миру в поисках места, где они бы смогли обосноваться и жить согласно своим традициям.
Приключение, продлившееся десятилетия, стартовало в Сибири. Когда в начале 20-го века ко власти пришли большевики, старообрядцам пришлось покинуть свою родину из-за преследований по причине веры. Они отправились в Китай, где жили долгое время, пока и там после Второй мировой не поменялось правительство. Новая власть не была заинтересована в предоставлении резиденции иностранцам без документов.
После этого староверы разделились: часть из них поехала Турцию, Аргентину и даже Австралию, а большинство отправилось в Бразилию. Жить там было сложно из-за климатических, экономических и культурных особенностей, поэтому община приняла решение переселиться в США. Тогда им улыбнулась удача, потому что на тот момент местное правительство принимало беженцев по религиозным мотивам.
Большая часть переселенцев осела в штате Орегон, где многие смогли без труда найти работу и стали жить в достатке. Но со временем эта местность начала разрастаться, и старообрядцы ощущали, что теряют свои традиции, ассимилируясь в новом обществе. Так как для них было важным сохранить тот устав жизни, который был присущ их предкам, члены общины опять приняли решение переселиться, обратив внимание на Аляску. Так они и оказались на полуострове Кенай.
Первые несколько месяцев людям пришлось ютиться в палатках, пока не были построены хоть какие-то жилые помещения. По сути, весь город был создан в складчину. Вначале целью общины был закрытый стиль жизни, но позже этот устав немного изменился, и население стало заниматься строительством домов и лодок, рыбалкой и продажей морепродуктов, что позволило им не бедствовать.
По данным последней переписи в Николаевске живет чуть более 300 человек, большинство из них — потомки переселенцев из Сибири, а также небольшое количество американцев.
И хотя образ жизни у горожан все еще довольно закрытый, с туристами, которые приезжают сюда, они не против поделиться особенностями своей культуры. К примеру, Нина Фефелова является экскурсоводом и своеобразным пиар-менеджером города. У нее есть магазин с сувенирами и кафе (единственные в городе), для которого внук Нины даже создал сайт.
В вопросе веры общество в Николаевске разделилось на два лагеря: поповцы и беспоповцы. Первые построили церковь, подобно православной и совершают молебен на старославянском, а последние еще после церковного раскола решили, что будут обходиться без священников, и ведут более закрытый образ жизни. Некоторые из них даже отселились от николаевцев, стремясь к большей изоляции.
Стоит отметить, что несмотря на старинную одежду и религиозные традиции, потомкам переселенцев (в частности, поповцам) с каждым годом становится все сложнее сохранять свои обычаи. К примеру, архитектура города постепенно сменилась и стала похожа на микс русской и американской, младшее поколение считает своим родным языком английский, изучая в начальной школе русский, как иностранный (пару часов в неделю), хозяйством мало кто занимается, предпочитая отовариваться в супермаркетах.
А вот беспоповцам удалось лучше справиться с этими испытаниями, но и стиль жизни у них намного строже: чужакам в общине не рады, разговаривать и детям, и взрослым в доме можно только на русском, здесь нет магазинов и ресторанов.
Судить, чей выбор лучше, не имеет смысла, ведь одни старообрядцы заботятся о сохранении традиций, в то время, как другие, хотят поделиться своим достоянием с миром. А сказать, что при этом кто-то из них менее уважительно относится к своей культуре, по-моему мнению, нельзя.
Ваш Автор.