Найти тему
Кинопоиск

Почему «Тихое место» особенный фильм

Оглавление

В этом году фильм «Тихое место» представлен на «Оскаре» в номинации «Лучший монтаж звука». Очень вероятно, что голосующие захотят отметить эту работу, где звук играет ключевую роль для сюжета — таких фильмов в принципе немного. Рассказываем, как режиссер и сценаристы бросили вызов голливудским стандартам и создали оригинальный фильм.

91-я церемония вручения премии Американской киноакадемии пройдет в ночь с 24 на 25 февраля. Напоминаем, что трансляцию церемонии можно посмотреть только на КиноПоиске  — с оригинальной звуковой дорожкой и с синхронным переводом.

Две номинации за звук часто путают и не отличают друг от друга, тем более что фильмы в них часто одни и те же (в этом году совпадают четыре из пяти). Монтаж звука — это аудиодизайн. Ответственный за этот процесс придумывает, какими эффектами дополнить звук с площадки, записывает их в студии и собирает вместе. А специалист по сведению уже создает звуковой ландшафт, пользуясь этими эффектами и тем, что было записано во время съемок. Поэтому монтажера можно сравнить с композитором, а сведение — с дирижированием.

Сценаристы побеждают Голливуд

Брайан Вудс и Скотт Бек
Брайан Вудс и Скотт Бек

Брайан Вудс и Скотт Бек познакомились еще в шестом классе. Обнаружив страсть к кино (особенно к блокбастерам Джеймса Кэмерона и Стивена Спилберга), они начали снимать кукольные фильмы, используя в качестве актеров фигурки из «Звездных войн». В 2001 году они открыли кинокомпанию Bluebox Films, выпустили несколько короткометражек и сняли хоррор «Ночной огонек». Но еще с колледжа у них была мечта создать современный немой фильм. Вудс и Бек пересмотрели множество фильмов Бастера Китона, Чарли Чаплина и Жака Тати, отмечая, как те воплощают на экране свои идеи, раскрывают персонажей и вызывают зрительские эмоции без единого слова.

Одной из главных проблем, с которой столкнулись друзья, претворяя мечту в реальность, стала необходимость написать сценарий так, чтобы его прочитали студийные отборщики. Описания действий они не любят, поэтому многие просматривают сценарии наискосок, уделяя время только диалогам. Также сценаристам было важно хорошо продумать персонажей, чтобы фильм не казался картиной категории Б. В качестве образца для вдохновения был взят сценарий «Чужого». Сценаристы хотели, чтобы слова, появлявшиеся на бумаге, производили взрывной эффект. Для этого они оставляли пустыми целые листы бумаги, где по центру было напечатано одно слово — например, «ой». В сценарий добавили нафотошопленных картинок с газетными передовицами, чтобы стало понятно, как показать катастрофу, случившуюся из-за прибытия монстров. В итоге у них получилось 67 страниц с рисунками, фотографиями и картой.

На съемках фильма «Тихое место»
На съемках фильма «Тихое место»

Вудс и Бек питчинговали идею разным знакомым продюсерам, которые никак не могли разглядеть в ней успешный фильм. Некоторые советовали не тратить время. Но друзья не сдавались, и в итоге проект оказался у компании Майкла Бэя, Эндрю Форма и Брэдли Фуллера Platinum Dunes.

Как Красински стал режиссером «Тихого места»

«Офис»
«Офис»

Джон Красински на тот момент не был новичком в режиссуре. В 2009 году он дебютировал по ту сторону камеры с экранизацией рассказов Дэвида Фостера Уоллеса «Короткие интервью с подонками». «Мне никогда в голову не приходило взяться за режиссуру, — говорит Красински. — В начале своей карьеры я был ужасно счастлив, что смог стать актером. Режиссерская профессия даже не была предметом обсуждения». Книгу Уоллеса Красински адаптировал сам, параллельно снимаясь в «Офисе». Однажды во время ланча с Рэйном Уилсоном он рассказал коллеге по сериалу, что ищет режиссера для проекта. «Зачем тебе режиссер? Ты знаешь материал лучше других, ты же его адаптировал. Снимай сам», — предложил Уилсон.

Фильм приняли без особых почестей, равно как и мелодраму «Холлеры», выпущенную спустя семь лет. Сам Красински продолжал маячить на вторых ролях в кино («Отпуск по обмену», «Девушки мечты»), изредка выступая в главной («Любовь вне правил» Джорджа Клуни, «В пути» Сэма Мендеса). Он пробовался на роль Капитана Америка, но проиграл Крису Эвансу. В итоге он все же получил ставшую знаковой роль аналитика ЦРУ Джека Райана в одноименном сериале.

Джон Красински на съемках фильма «Тихое место»
Джон Красински на съемках фильма «Тихое место»

Во время подготовки к съемкам «Джека Райана» продюсеры сериала Эндрю Форм и Брэдли Фуллер спросили Красински, не хотел бы он сняться в жанровом фильме. «Типа как в хорроре? — переспросил актер. — Да я смотреть их боюсь! Но сняться, скорее всего, смогу». Форм в двух словах описал проект, сценарий которого они с Фуллером только что приобрели: семья должна соблюдать тишину, иначе случится нечто ужасное. Красински моментально согласился.

Сценарий попал к Джону летом 2016-го, как раз вскоре после рождения его второй дочери, Вайолет. «На тот момент я был клубком нервов, эмоций и страхов. Мне подумалось, что эта история не просто очередной ужастик. Это одна из лучших метафор родительского статуса. На что ты по-настоящему готов ради своих детей? Я начал строчить свои пометки к сценарию». Идеи Красински формировались в отдельные сцены, которые он добавил к тексту Вудса и Бека. Обновленный сценарий актер отдал почитать своей жене, актрисе Эмили Блант. Выслушав все комментарии мужа, Блант сказала: «Ты должен сам это снимать». Красински позвонил продюсерам, сообщив что снимется в фильме, если ему разрешат слегка изменить сценарий и занять режиссерское кресло. Продюсеры не возражали.

Подбор команды

Красински перелицевал сценарий за три месяца, закончив его к Рождеству 2016-го. В середине января 2017-го он отправился на поиски локаций в штате Нью-Йорк. В городке Полинг нашлась идеальная ферма с домом, построенным в XIX столетии. В 50 метрах от дома стоял амбар, вокруг — сотни гектаров кукурузных полей, а неподалеку водопад. Все в точности по сценарию. Уезжать на студию ради съемок в павильоне не пришлось. Поблизости находилась школа верховой езды, временно пустовавшая, где выстроили необходимые декорации.

Идеальному месту требовались идеальные актеры. У Красински было требование: на роль дочери взять немую актрису. Режиссеру повезло с директором по кастингу. Лора Розенталь недавно подбирала актеров для фильма Тодда Хейнса «Мир, полный чудес», где тоже требовалась глухая девочка. Так Красински познакомился с Миллисент Симмондс, которую теперь называет лучшей в мире актрисой. В отличие от режиссера фильма, девочка оказалась большой фанаткой фильмов ужасов и охотно согласилась на участие в картине.

«Тихое место»
«Тихое место»

Роль старшего сына Эбботов получил Ноа Джуп. Он снимался в сериале «Ночной администратор» и только что закончил съемки в фильме «Субурбикон». Красински написал Джорджу Клуни письмо с просьбой рассказать о мальчике и получил ответ: Ноа не только отличный юный актер, но и вообще один из лучших актеров, с которым доводилось работать режиссеру.

Интересно, что Эмили Блант изначально не рассматривалась на роль жены главного героя. Актеры считали, что их реальные отношения не стоит переносить на большой экран. Но в итоге Блант убедила мужа отдать роль ей. Возможность самому сыграть отца семейства Красински называет большой удачей: «Мне не нужно было спрашивать режиссера о своей мотивации в той или иной сцене. Я обсуждал это сам с собой заранее».

«Тихое место»
«Тихое место»

На пост оператора Красински пригласил датчанку Шарлотту Брюус Кристенсен, снимавшую для Томаса Винтерберга изумительной красоты «Охоту» и «Вдали от обезумевшей толпы». Кристенсен ориентировалась на фильмы Терренса Малика. Красински совершенно четко дал понять, что он снимает не просто хоррор, а кинематографичную историю. «Мне хотелось, чтобы фильм был похож на вестерн», — говорит режиссер. Вместе с оператором они также пересмотрели «Нефть» и «Старикам тут не место», где тоже много внимания уделяется тишине.

Как создавались звуки тишины

Над звуковым решением картины колдовали Этан Ван дер Рин («Оскар» за монтаж звука в фильмах «Кинг-Конг» и «Властелин колец: Две крепости») и Эрик Адаль (номинации на «Оскар» за монтаж звука в фильмах «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» и «Операция „Арго“»). Их первая встреча с Красински обернулась мозговым штурмом — нужно было придумать, как с помощью звука акцентировать внимание зрителей на особенности, связанной со слуховым аппаратом глухонемой девочки-подростка Риган.

По сюжету у героини Милли Симмондс за ухом виднеется специально сконструированный отцом прибор, похожий на слуховой аппарат. Когда она надевает его, то находится не в полной тишине. Это ее ощущение Красински назвал «звуковым конвертом». Всякий раз, когда Риган надевает прибор, а камера показывает нам действие с ее точки зрения, в кадре слышно низкочастотное гудение. Ровно такой же трюк провернули с чудовищами: когда мы видим их «уши», за кадром снова появляется «звуковой конверт», но специально созданный для монстров.

«Тихое место»
«Тихое место»

Ван дер Рин и Адаль начали работать над фильмом еще до съемок. Такое бывает в фильмах, плотно завязанных на визуальных эффектах, но не в малобюджетных хоррорах. Основная же работа была проведена после первой монтажной сборки. В частности, специалисты попросили режиссера полностью убирать музыку, когда в кадре появляется «звуковой конверт».

Чтобы представить, насколько нестандартно это решение, надо знать, что музыка для коммерческого голливудского фильма, по сути, работает закадровым голосом, подсказывающим зрителю, как реагировать на сцену. Здесь надо веселиться, а здесь грустить. Здесь захватывающая погоня, а тут романтическая беседа. Музыка занимает большую часть фильма, хотите вы того или нет. И в «Тихом месте» музыку тоже приглушили. «Мы начали раздирать фильм на куски, но, к счастью, Джон был готов к экспериментам», — говорит Эрик Адаль, понимая, что далеко не каждый режиссер согласится убрать музыкальное сопровождение.

«Тихое место»
«Тихое место»

Вопрос «Как озвучивать монстров?» стоял недолго. «Мы решили, раз они слепые, то должны коммуницировать через эхолокацию, как летучие мыши, — говорит Ван дер Рин. — И придумали для них своего рода речевой эхолокаторный сигнал, который они испускают и по его отражению понимают, что происходит».

С одной стороны, звуковики прикрепляли микрофоны на кукурузные стебли, чтобы записать их шум. Но, с другой стороны, им не нужно было следить за тишиной на съемочной площадке — просто потому, что диалогов как таковых не было. Красински вспоминает, как во время съемки сцены, где семья Эббот переходит мост в самом начале фильма, в лесах раздался дикий шум — кто-то решил погонять на вездеходах. «Случись такое на любом другом фильме, мы бы потеряли съемочный день. Но у нас не было диалогов, так что мы снимали дальше».