Афоризм "добрый самаритянин" прочно вошел в нашу жизнь, но часто ли мы задумываемся, кто такие самаритяне? Это не какие-то пришельцы или герои сказок.
Самаритяне на самом деле - это маленькая этно-религиозная группа в Израиле, которую евреи не признают единоверцами. Численность этого этноса на 2018 год составляет примерно 810 человек. Их религия отличается от привычного нам иудаизма, а Священным Писанием считается только Самаритянское Пятикнижие. Кроме того, основным языком считается не иврит, а арабский.
Представители самаритян проживают только в квартале Неве-Пинхас израильского города Холон и в небольшой деревеньке Кирьят-Луза у горы Гризим на Западном берегу реки Иордан.
Самаритянами считаются потомки жителей Израильского царства. Название территории Самария происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Амврием.
Из-за культурных различий и религии евреи и самаритяне враждовали еще с древнейших времен. Не смотря на усиленное сопротивление, численность самаритян постоянно сокращалась и к 1917 году их оставалось 146 самых упорных человек. Серьезный поворот в судьбе самаритян произошел с образованием государства Израиль. Большую роль в этом сыграл Ицхак Бен Цви, организовавший центр самаритян в Холоне.
До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими само собой генетическими проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения женщинах других национальностей. Как выяснилось, среди них даже есть украинка и русская.
Есть у самаритян и известные персоны как в истории, так и в настоящее время.
Ну и самый известный представитель этого этноса — это герой притчи Иисуса Христа о добром самаря́нине, описанной в Евангелие от Луки. В ней рассказывается о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего (того самого самаритянина). Отсюда то и пошло ставшее нарицательным выражение - добрый самаритянин - человек отзывчивый, с добрым сердцем, готовый всегда прийти на помощь.
Что интересно, помимо доброго самаритянина стали употреблять обратное выражение - "злой самаритянин" (например, Ха-Джун Чанг, назвал так свою книгу о подводных камнях в экономике).
Судя по рассказам, добрыми самаритяне так и остались - в их деревне по сей день можно зайти в любой дом, и почувствовать себя желанным гостем.