Найти тему

ТЕСТ-ДРАЙВ OLYMPUS OM-D E-M1 MARK II

Данная статья не является рекламной! Ее цель - исключительно поделиться мнением о фототехнике, попавшей мне в руки.

История моего плодотворного сотрудничества с зеркальными фотоаппаратами началась в далеком 2002 году, когда мне подарили старый-добрый ЗЕНИТ-Е и несколько объективов к нему. С тех пор в сознании (да и в подсознании тоже) накрепко засело убеждение, что зеркалки - это, с технической стороны, залог хорошей фотографии.

Череду зеркалок прервала лишь "цифромыльница" Olympus SP 510 UZ, приобретенная в 2006 году, но быстро замененная на зеркалку от Никон.

Мой давний друг и стрит-фотограф Игорь Гофман, также не один год снимавший на "зеркало", однажды огорошил меня новостью, что купил беззеркалку, и счастлив. "Предатель, - подумалось мне тогда. - Перешел на темную сторону силы".

И ведь за 15 лет фотосъемок в мою голову ни разу не закралась мысль о том, чтобы поменять систему. Но...

"Все, что имеет начало, имеет и конец"
(с) Матрица: Перезагрузка.

В рамках Фотографического фестиваля, проходившего в Воронеже с 20 по 22 октября 2017 года, удалось познакомиться с профессиональным фотографом Евгением Уваровым, являющимся внештатным консультантом компании Olympus. Знакомство началось с небольшого дискусса об образовательном процессе в области фото на одной из лекций, где он выступал, и продолжилось беседой тет-а-тет на следующий день.

И во время этого разговора он мне говорит, мол, "А не хочешь взять потестировать топовую камеру от Олимпуса?"

Мысленно я морщусь, понимая, что мне предложат беззеркалку, думаю, и на что мне это счастье? С другой стороны, а почему бы и не потестировать, что с меня, убудет, в самом деле?

Мы с Женей уходим в тихий уголок, он берет с собой сам Олимпус с парой объективов, и ноутбук, с помощью которого показывает мне его работы, сделанные на эту камеру.

И во время беседы я понимаю, что мое предвзятое отношение к компактным беззеркалкам уже давно потеряло актуальность. Я сидел, обхватив голову руками, смотрел на его работы, а в голове назойливо крутилась мысль: "Этого не может быть, потому что этого БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!"

  • Не может "какая-то" беззеркалка иметь скорость съемки 15 кадров в секунду, сопоставимую с топовыми зеркалками. И уж тем более не может снимать до 60 кадров в секунду при определенных настройках.
  • Невозможно снять резкий кадр с выдержкой 6 секунд, держа фотоаппарат на вытянутых ВВЕРХ руках.
  • Не может быть, чтобы уровень шумов на высоких ISO у матриц формата Micro 4/3 (т.е. с кроп-фактором 2) был сопоставим с APS-C матрицами.

После короткой демонстрационной беседы Женя оставляет мне кофр с техникой, а вместе с ним оставляет здоровую долю скепсиса. Что ж, думаю, буду либо его развеивать, либо углублять.

Женя еще сказал, что до меня этот экземпляр камеры никто не тестировал. Приятно быть первым :-)

Открываю кофр, достаю фотоаппарат, на ремешке крупными буквами вышитоOlympus OM-D E-M1 Mark II. Мелькает мысль: "Пафоса ничуть не меньше, чем от надписи Canon 1DX Mark II".

-2

Ну что же, поехали. Цепляю объектив M.ZUIKO DIGITAL ED 40-150mm 1:2.8 PRO, делаю необходимые и очевидные настройки, и иду снимать людей в холле.

ISO 6400, f/2.8, 1/200 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/200 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/250 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/250 сек
ISO 2000, f/2.8, 1/80 сек
ISO 2000, f/2.8, 1/80 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/80 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/80 сек

Снимал со включенной функцией приоритета лиц, и этот режим по началу оставил приятное впечатление: моментально определяет лицо в кадре, фокусируясь по нему с высокой точностью, а также отслеживает перемещение лица, что значительно упрощает процесс фокусировки и получения резкого кадра.

Кстати, при просмотре этих снимков и RAW-конвертации в Lightroom обратил внимание на уровень шумов и на то, насколько легко их можно подавить при сохранении достаточной степени детализации снимка. Да, если сравнивать с фулл-фреймами, то и первоначальный результат шумности, и результат их подавления в достаточно заметной степени различаются, но! Давайте будем честны: если вы снимаете на ISO 3200-6400, то вы точно снимаете не студийный портрет, и используя такую чувствительность, вы осознаете, что в данном случае вам важен сам факт получения нужного кадра более-менее приемлемого качества, чем сверхвысокая детализация. И если смотреть на это именно с такой позиции, то данный Олимпус справляется с задачей на уровне, значительно превышающем компромиссный. Более того, если говорить о шумах, то я не увидел какого-то принципиального отличия конечных фотографий даже в сравнении с APS-C матрицами. Да, это различие есть (против физики, все же, не попрешь), но оно настолько незначительное, что я даже не знаю, стоит ли его принимать в расчет.

Что же, иду на улицу поснимать людей чуть издалека:

ISO 1000, f/4, 1/400 сек
ISO 1000, f/4, 1/400 сек
ISO 1000, f/4, 1/400 сек
ISO 1000, f/4, 1/400 сек
ISO 1600, f/4, 1/1000 сек
ISO 1600, f/4, 1/1000 сек
ISO 1600, f/4, 1/800 сек
ISO 1600, f/4, 1/800 сек
ISO 1600, f/5.6, 1/400 сек
ISO 1600, f/5.6, 1/400 сек

Вновь с положительной стороны показала себя функция приоритета лиц, быстро фокусируясь на лицах проходящих людей и цепко ведя их в движении.

Но заметил вот что: примерно пятая часть фотографий оказалась с немного выбитым фокусом. Да, не критично, и в полном размере это не шибко заметно на фото, но стоит сделать хотя бы 100%-ый кроп, как "недофокусированность" становится очевидной. Вот для примера кропы нескольких кадров, приведенных выше:

-12
-13
-14

Заметил и еще пару проблем, связанных с приоритетом лиц:

1) Бывало такое, что перед снимаемым человеком проходил другой человек, и автофокус переводил слежение на этого мимо проходящего. Приходилось заново перефокусироваться, что отнимало время. При репортажной съемке это время может вылиться в потерянные кадры.

2) Пару раз система приоритета лиц выделяла лица двух людей в кадре, но которые располагались на небольшом расстоянии друг от друга относительно оси камеры. А так как я снимал на длинном фокусе с диафрагмой 2.8, то я осознавал, что оба лица резкими не будут, какое-то, да выпадет из зоны резкости. Но какое именно, если выделены оба лица? На чем именно фотоаппарат сфокусировался? Это непонимание также приводило к потере времени на перефокусировку, или на переключение на ручной фокус. Печально.

Далее последовала серия фотографий со статичными людьми, и тут никаких проблем не возникло. Правда, я все же решил отключить слежение за лицами, положившись лишь на стандартную автоматическую фокусировку по выделенным точкам. Далее, немного получившихся снимков, и их кропы:

-15
ISO 200, f/2.8, 1/250 сек
ISO 200, f/2.8, 1/250 сек
-17
ISO 250, f/2.8, 1/250 сек
ISO 250, f/2.8, 1/250 сек
-19
ISO 200, f/2.8, 1/640 сек
ISO 200, f/2.8, 1/640 сек
-21
ISO 200, f/2.8, 1/400 сек
ISO 200, f/2.8, 1/400 сек

Пора было возвращаться на лекции спикеров, и упустить возможность поснимать в плохо освещенном помещении я не мог. Из света: лишь отражение от экрана, на который светил проектор, да несколько ламп в задней части зала. Объектив менять не стал, оставив прежний 40-150 мм 2.8, и все ниже представленные снимки делались с рук, с приоритетом фокусировки по лицам, на фокусном 100-150 мм, и, конечно же, со включенным стабилизатором:

ISO 6400, f/2.8, 1/13 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/13 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/4 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/4 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/8 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/8 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/10 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/10 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/40 сек
ISO 6400, f/2.8, 1/40 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/20 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/20 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/20 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/20 сек

До этого момента мне никогда в жизни не приходилось снимать на эквивалентном фокусном расстоянии 300 мм с выдержкой в диапазоне 1/4 - 1/40 секунды (тем более, с рук!), даже мысль такая в голову не приходила, на корню казавшаяся крайне бредовой. И тут тебе на - беззеркалка выдает такой результат по точности фокуса и стабилизации изображения. Лекцию я уже не слушал, так как треск и грохот разрушаемого в ту минуту моего внутреннего фотомира заглушал голос спикера.

После окончания лекций я помчался домой за штативом, намереваясь вернуться в центр города и поснимать ночной Воронеж. По пути обратно в центр, находясь в машине, я думал, что вот сейчас-то я проверю эту хваленую систему стабилизации и убежусь на практике, что господин Уваров, все же, несколько приврал в своих рассказах про ее возможности. И эта мысль вызывала на моем лице ехидную улыбку. Думаю, ехидно улыбаться будет теперь сам Женя, когда прочитает мой тест-драйв, потому что он не соврал.

Это был тот случай, когда техника меня победила.

Все ниже представленные фотографии сделаны без штатива (зачем я его вообще взял, если хотел проверить систему стабилизации?), с рук, визирование осуществлялось через экран. То есть я сделал все возможное, чтобы усложнить задачу системе стабилизации, ну, кроме целенаправленной тряски, конечно же.

В режимное время я не попал, поэтому, на особую художественную ценность снимков я не претендую, но, надеюсь, фотографии дадут вам представления об истинных возможностях врученного мне Олимпуса.

Обратите внимание, какие выдержки использовались при съемке:

ISO 200, f/10, 4 сек
ISO 200, f/10, 4 сек
ISO 200, f/9, 2.5 сек
ISO 200, f/9, 2.5 сек
ISO 200, f/11, 4 сек
ISO 200, f/11, 4 сек
ISO 200, f/2.8, 3.2 сек
ISO 200, f/2.8, 3.2 сек
ISO 200, f/2.8, 1.6 сек
ISO 200, f/2.8, 1.6 сек
ISO 500, f/2.8, 1.3 сек
ISO 500, f/2.8, 1.3 сек
ISO 500, f/2.8, 1.3 сек
ISO 500, f/2.8, 1.3 сек
ISO 500, f/4, 1.7 сек
ISO 500, f/4, 1.7 сек
ISO 500, f/6.3, 2 сек
ISO 500, f/6.3, 2 сек
ISO 640, f/2.8, 1.3 сек
ISO 640, f/2.8, 1.3 сек
ISO 640, f/2.8, 1/8 сек
ISO 640, f/2.8, 1/8 сек
ISO 640, f/10, 1/4 сек
ISO 640, f/10, 1/4 сек

После съемок города я решил попробовать поснимать проезжающие мимо автомобили с проводкой в режиме следящего автофокуса. Более половины кадров вышли плохо, не всегда автофокусу удавалось быстро свестись, зацепиться и вести автомобиль. Где-то там в настройках есть режимы его работы, быть может, если бы я его поднастроил, и результаты были лучше? Плюс сделаю скидку на нехватку освещения. Но все же, были кадры, когда все шло желаемым образом:

ISO 640, f/2.8, 1/15 сек
ISO 640, f/2.8, 1/15 сек
ISO 640, f/2.8, 1/10 сек
ISO 640, f/2.8, 1/10 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/25 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/25 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/25 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/25 сек

Ну и под конец решил поснимать издалека людей у кинотеатра "Спартак". Руки уже тряслись от холода, но теперь я не сомневался в системе стабилизации (Женя, ты все еще ухмыляешься ведь, да?):

ISO 3200, f/2.8, 1/20 сек
ISO 3200, f/2.8, 1/20 сек
ISO 800, f/4.5, 1/3 сек
ISO 800, f/4.5, 1/3 сек
ISO 800, f/2.8 1/6 сек
ISO 800, f/2.8 1/6 сек
ISO 800, f/2.8 1/4 сек
ISO 800, f/2.8 1/4 сек
ISO 1600, f/3.5 1/8 сек
ISO 1600, f/3.5 1/8 сек

Ну что же, пора подвести какие-то итоги. Да, мой обзор сложно назвать полноценным, все же, за сутки тестирования сложно выявить все тонкости и нюансы, опробовать технику во всех режимах. Но то, что успел заметить, расскажу.

Что понравилось:

  • Конечно же, уже десять раз упомянутая здесь система стабилизации изображения. Действительно, это просто великолепно, и ни с чем подобным я не сталкивался. Я не беру в расчет внешние стабы, все же, мы говорим именно про то, что вшито в камеру.
  • Уровень шумов на высоких ISO, и детализация картинки после их подавления. Да, если сравнивать с фулл-фреймами, проигрыш по ним очевиден. Но учитывая то, что площадь матрицы Micro 4/3 в четыре раза меньше фулл-фрейм-матриц, то результаты, как на мой взгляд, достойные.
  • "Скорострельность" камеры. До 15 кадров в секунду с механическим затвором и до 60 с электронным. Canon 1DX Mark II и Nikon D5 - Bye-bye!
  • Приятная цветопередача и результаты работы с цветом при RAW-конвертации.
  • Быстрая и преимущественно точная работа автофокуса, как со включенным режимом приоритета лиц, так и без него.
  • Легкость и компактность. Ну, это достоинство не только этой камеры, а всех беззеркалок. Но не могу его не упомянуть. Я уже и забыл, что можно несколько часов пробегать с камерой с длиннофокусным объективом, и при этом ни разу не почувствовать усталости в руках. Кстати, несмотря на компактные размеры, камера хорошо лежит в руке, не возникло ощущения "мелковатости" ручки хвата. Даже мой когдатошний Canon 550D, хоть и имеел более крупные размеры, нет-нет, да и норовил выскользнуть из рук.
  • Удобный и интуитивно понятный интерфейс, как на самой камере, так и в меню. Взяв Олимпус впервые за 10 лет, мне потребовалось буквально 3 минуты, чтобы разобраться с основными кнопками и настроить фотоаппарат нужным мне образом. Считаю, что возможность разобраться с интерфейсом без мануала - очень важная характеристика. Что не отменяет необходимости изучения этого мануала, конечно же. Да и в целом, возможности кастомизации интерфейса на второй "единичке" великолепны, настроить под себя можно если не все, то почти все.
  • Поворотный сенсорный экран. Крайне удобная штука. Да, кто-то считает, что это снижает надежность конструкции, но ребят, может просто надо бережнее относиться к этой самой конструкции? Хотя, свой камень в огород этот экранчик получит чуть ниже.
  • Кнопка фиксации вращения колеса смены режимов съемки. Ну это гениально! Так просто, и так гениально! Вроде бы, такая мелочь, но уж больно удобная! На многих фотоаппаратах с этой кнопкой приходится на эту самую кнопку нажимать и удерживать ее, чтобы повернуть колесико, что иногда не очень удобно, особенно если в теплых перчатках. А тут - захотел, и зафиксировал вращение колесика, нажав на кнопку, захотел - сделал ход свободным, и к кнопке фиксации даже прикасаться не надо. Прекрасная идея, просто пять с плюсом!
  • Два слота для карт памяти с различными возможностями записи на каждую из них. На практике испробовать не удалось, но сам факт наличия - радует.
  • Большие возможности для творческой съемки: тут тебе и HDR, который также можно снимать с рук, тут и удивительные возможности для фризлайта, тут и фокус-стеккинг (автоматический, замечу!), и еще Бог знает что. Опять же, протестировать весь этот арсенал не хватило времени, но то, что эти функции есть - в принципе своем большой плюс.

Что не понравилось:

  • Фокусировка с приоритетом слежения лиц. Периодически сбивается, если в кадр входит другой человек. И не всегда можно понять в случае фокусировки по двум лицам, на ком же точно сведен фокус?
  • Сенсорный экран, не поддерживающий мультитач. Когда это понял, так и хотелось спросить разработчиков камеры: "Ребят, вы серьезно???" Ну правда, как так-то? В чем была проблема сделать экран чувствительным к нескольким прикосновениям, уж коль вы сделали его сенсорным? То есть, для того, чтобы зуммировать изображение и перемещаться по нему, приходится отрываться от экрана и вращать колесико, потом возвращаться к экрану, чтобы переместить изображение, потом обратно к колесику. Ну это же неудобно. Не-у-доб-но! Надеюсь, эту проблему можно решить с выпуском новой прошивки, а не ждать ее исчезновения с выпуском новой модели?
  • Кнопка включения/выключения камеры. Зачем ее разместили там, где разместили - непонятно. Вообще, почти все кнопки на этом фотоаппарате расположены так, чтобы до них можно дотянуться пальцами правой руки, не задействуя левую. Что удобно! Но рычажок вкл/выкл разместили в левой части корпуса, словно включение камеры - менее важный процесс, чем коррекция значения выдержки и диафрагмы, или, допустим, выбор точки фокусировки. К тому же, рядом с этим рычажком расположены кнопки включения HDR и, если я правильно помню, выбор режима автофокуса. То есть не самые важные кнопки, уж если быть честным. И среди них - включение/выключение фотоаппарата... Где логика? И еще момент. Рычаг расположен слишком близко к корпусу камеры, и повернуть его в теплых перчатках может быть неудобно. То есть, если снимаете зимой, вам каждый раз придется вынимать руку из теплого кармана, что включить или выключить камеру, и хорошо, если ради этого процесса не придется снимать еще и перчатку :-)
  • Отсутствие встроенной вспышки. Не могу сказать, что я прям так часто ею пользуюсь, скорее наоборот, очень, очень редко, но! Иногда бывает нужна, если ситуация безвыходная, а кадр сделать надо.
  • Кнопка вызова меню и кнопка включения просмотра отснятых снимков расположены слишком близко, разнести бы их чуток, буквально миллиметра на три, тактильно было бы удобнее.
  • Кнопки выбора точек фокусировки - тоже хотелось бы чуточку покрупнее.
  • Электронный видоискатель. Хотя, не могу назвать это недостатком, а лишь очередной особенностью, но мне после "зеркала" непривычно видеть изображение с теми цветами, которые получатся в итоге, а не с теми, что есть на самом деле. Но, думаю, это вопрос привычки и предпочтений.
  • Вот, кстати, с видоискателем и экраном есть и еще одно неудобство - чтобы перенести изображение из видоискателя на экран в процессе съемки, приходится нажать на соответствующую кнопку дважды. Опять же, зачем? Ну неудобно же, теряется драгоценное время...
  • Динамический диапазон - он, все же, узковат... Хотелось бы его пошире. Хотя, понимаю, что с кроп-фактором 2 я хочу от камеры слишком многого))
  • Нет родного сердцу звука хлопка зеркала :-( Но это же беззеркалка, да, я знаю, но этот звук… Эх.
  • Цена. Средняя стоимость камеры на Яндекс Маркете на текущий момент - 150 000 рублей. Мой психологический предел для беззеркалок - это пятизначный ценник. Но это, все же, исключительно мои тараканы. Но... 150 000 руб за беззеркалку, Карл!

Конечно, этот обзор трудно назвать полноценным, ведь камера пробыла в моих руках менее суток. А так хочется испробовать ее еще в разных ситуациях! Поснимать концерт при сложном свете, или поснимать автогонки, да с проводкой! Но, я буду верить и надеяться, что мне удастся в этом плане посотрудничать с Олимпусом ;-) Тем более, хоть я и не могу назвать камеру идеальной, но она меня крайне впечатлила.

Готов ли я сейчас продать свое “зеркало” и приобрести “беззеркалку”? Пожалуй, нет. Но, в первую очередь, это следствие привычки и все еще живущих, хоть и пошатнувшихся, шаблонов в моей голове. Купил бы данный Олимпус в качестве второй камеры? Однозначно, да. И даже готов бы был закрыть глаза на шестизначный ценник, будь он неладен. Понравилась ли мне камера? Да, да, и еще раз да! И мне бы хотелось, чтобы она вновь попала в мои руки и раскрылась с новых сторон, причем, желательно, не один раз. Потому что, как оказалось, “темная сторона силы” крайне привлекательна.

Марк Шишкин, г.Воронеж

26.10.2017г.

Дочитали до этого момента? Не забудь поставить лайк ;-) Он будет не только похвалой мне, но и похвалой вам за терпение:-)