Найти в Дзене
Зато не в кредит

НАМИ «Охта» - минивэн из ВАЗ 2108, который оценили в Женеве, и не пустили на родину советские таможенники.

В конце 80-х, советская автомобильная промышленность находилась на пике своего развития. АЗЛК мастерил «Истру» с двигателем на рапсовом масле и «Яузу», которая должна была заменить «Москвич-2141». В Нижнем Новгороде во всю шла работа над новой «Волгой», с климат-контролем и полным приводом.

Столичный институт НАМИ не отставал. Я уже рассказывал на этом канале про хэтчбек «Компакт», с салоном-трансформером и независимой пневматической подвеской. Ссылку на рассказ об этой машине, оставлю в конце статьи.

А сейчас, давайте вспомним другой интересный проект исследовательского центра – минивэн НАМИ «Охта».

Иллюстрация visualrian.ru
Иллюстрация visualrian.ru

Как родилась эта машина?

Вообще, появилась она не в Москве. «Охта» является творением легендарного ленинградского филиала НАМИ, где творили Дмитрий Парфёнов и Геннадий Хаинов. Заказ на этот автомобиль пришёл с самого верха, и был продиктован желанием партии сократить отставание наших автомобилей от иномарок.

Что получилось в итоге?

Конструктивно, очень многие узлы и агрегаты для «Охты» взяты у ВАЗ-21083. И это понятно, ведь на тот момент спутник был одной из самых передовых советских машин.

Иллюстрация sputniknews.com
Иллюстрация sputniknews.com

Перед конструкторами стояла очень сложная задача. Им нужно было сделать вместительный минивэн, но уложиться в размеры классических «Жигулей».

Чтобы решить извечную проблему советских автомобилей с аэродинамикой, из-за квадратных форм, инженеры НАМИ даже использовали аэродинамическую трубу политехнического института.

Несмотря на скромные габариты, салон «Охты» получился семиместным. Передние сиденья разворачивались на 180 градусов, а средний ряд можно было легко превратить в обеденный стол, или рабочую зону. А чтобы организовать целую спальню, часть кресел просто снималась.

Иллюстрация novosti-avto.ru
Иллюстрация novosti-avto.ru

Как и у многих моделей тех лет, стёкла в дверях этой машины, опускались лишь наполовину. Стандартных зеркал заднего вида вообще не было. Их поставили в неподвижные части боковых стёкол.

Но больше всего удивляла приборная панель на рулевой колонке. Фары вставили в передний бампер. Под ним, по замыслу конструкторов, должен был расположиться спойлер, который автоматически выезжал на высокой скорости, и обеспечивал машине большую прижимную силу.

Иллюстрация autohis.ru
Иллюстрация autohis.ru

Интересной была и электропроводка. У «Охты» был центральный процессор, а через весь салон шла шина, которая раздавала питание. В основе машины лежала металлическая рама, на которую вешали множество пластиковых панелей.

Что погубило проект?

Удивительно, но советские таможенники. Первый экземпляр изготовили в 1987 году. Через год, автомобиль так удивил иностранцев на Женевском автосалоне, что сразу получил несколько престижных наград.

Иллюстрация m143.ru
Иллюстрация m143.ru

Однако, при возвращении в СССР, на таможне потребовали пошлину за ввоз машины. Заплатить его не получилось, и «Охта» несколько лет провела на таможенном складе, где её разбили и растащили по деталям.

Когда автомобиль вернули владельцам, он уже находился в таком плачевном состоянии, что восстанавливать ничего не стали. Так и закончилась история «Охты».

Советую посмотреть:

НАМИ «Компакт» - ещё одна машина будущего, которая появилась перед развалом СССР.

ГАЗ 3105 – серийная «Волга» с полным приводом и климат-контролем из 1987 года.

АЗЛК 2144 «Истра» с мотором на рапсовом масле и прибором ночного видения

Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.