В конце 80-х, советская автомобильная промышленность находилась на пике своего развития. АЗЛК мастерил «Истру» с двигателем на рапсовом масле и «Яузу», которая должна была заменить «Москвич-2141». В Нижнем Новгороде во всю шла работа над новой «Волгой», с климат-контролем и полным приводом.
Столичный институт НАМИ не отставал. Я уже рассказывал на этом канале про хэтчбек «Компакт», с салоном-трансформером и независимой пневматической подвеской. Ссылку на рассказ об этой машине, оставлю в конце статьи.
А сейчас, давайте вспомним другой интересный проект исследовательского центра – минивэн НАМИ «Охта».
Как родилась эта машина?
Вообще, появилась она не в Москве. «Охта» является творением легендарного ленинградского филиала НАМИ, где творили Дмитрий Парфёнов и Геннадий Хаинов. Заказ на этот автомобиль пришёл с самого верха, и был продиктован желанием партии сократить отставание наших автомобилей от иномарок.
Что получилось в итоге?
Конструктивно, очень многие узлы и агрегаты для «Охты» взяты у ВАЗ-21083. И это понятно, ведь на тот момент спутник был одной из самых передовых советских машин.
Перед конструкторами стояла очень сложная задача. Им нужно было сделать вместительный минивэн, но уложиться в размеры классических «Жигулей».
Чтобы решить извечную проблему советских автомобилей с аэродинамикой, из-за квадратных форм, инженеры НАМИ даже использовали аэродинамическую трубу политехнического института.
Несмотря на скромные габариты, салон «Охты» получился семиместным. Передние сиденья разворачивались на 180 градусов, а средний ряд можно было легко превратить в обеденный стол, или рабочую зону. А чтобы организовать целую спальню, часть кресел просто снималась.
Как и у многих моделей тех лет, стёкла в дверях этой машины, опускались лишь наполовину. Стандартных зеркал заднего вида вообще не было. Их поставили в неподвижные части боковых стёкол.
Но больше всего удивляла приборная панель на рулевой колонке. Фары вставили в передний бампер. Под ним, по замыслу конструкторов, должен был расположиться спойлер, который автоматически выезжал на высокой скорости, и обеспечивал машине большую прижимную силу.
Интересной была и электропроводка. У «Охты» был центральный процессор, а через весь салон шла шина, которая раздавала питание. В основе машины лежала металлическая рама, на которую вешали множество пластиковых панелей.
Что погубило проект?
Удивительно, но советские таможенники. Первый экземпляр изготовили в 1987 году. Через год, автомобиль так удивил иностранцев на Женевском автосалоне, что сразу получил несколько престижных наград.
Однако, при возвращении в СССР, на таможне потребовали пошлину за ввоз машины. Заплатить его не получилось, и «Охта» несколько лет провела на таможенном складе, где её разбили и растащили по деталям.
Когда автомобиль вернули владельцам, он уже находился в таком плачевном состоянии, что восстанавливать ничего не стали. Так и закончилась история «Охты».
Советую посмотреть:
НАМИ «Компакт» - ещё одна машина будущего, которая появилась перед развалом СССР.
ГАЗ 3105 – серийная «Волга» с полным приводом и климат-контролем из 1987 года.
АЗЛК 2144 «Истра» с мотором на рапсовом масле и прибором ночного видения
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.