Происходящее с SSJ100 и, в целом, с любыми примерами государств втиснутся на занятый рынок, довольно легко объяснить простым примером из молодости каждого: когда любая вакансия требует опыта работы, а для того, чтобы получить искомый опыт - нужно устроится на работу.
В любой высокотехнологичной отрасли работает тот же замкнутый круг: для того, чтобы именно твой формат домашних видеокассет прижился, чтобы тысячи поставщиков контента, от голливудских студий - до восточноевропейских порнографов, выпускали продукцию именно на нем - нужно продать очень много видеомагнитофонов, а чтобы продать очень много видеомагнитофонов - покупатель должен видеть широкий ассортимент продукции тысяч поставщиков, от голливудских студий - до восточноевропейских порнографов.
Эта проблема курицы и яйца всегда решается на заре новой отрасли “войной форматов”. Сначала на рынке одновременно живет с десяток лишь успешных игровых консолей, спустя 30 лет остается три мегагиганта. Не потому что консоль сделать сложно, сегодняшний Xbox или PS - это самый обычный IBM-PC, жестко прошитый проприетарной ОС, воспроизвести конкурента для Сони и МС - решаемая задача даже для небольшой компании, безо всяких собственных производственных мощностей.
Но даже монстры хардвера не помышляют о вмешательстве на этот рынок, прекрасно понимая, что для реализации десятков миллионов консолей - нужно на старте иметь регулярно пополняемую библиотеку из тысяч игр на любой вкус, а чтобы у разработчиков был рынок на разработку тысяч игр - нужно сразу продать десятки миллионов консолей.
Эта задача заведомо не решаема и до тех пор, пока сам рынок как-то кардинально не изменится, не возникнет принципиально новый формат домашних игровых устройств - Сони, МС и Нинтендо будут владеть этим сегментом безраздельно.
С сегодняшней авиацией, с ее требованиями к коммерческой эффективности, зависимость та же, но куда более жесткая: чтобы сложная, дорогостоящая система международной логистики заработала, чтобы сервисные компании каждый свой хаб набили запчастями и профильными специалистами для твоих самолетов, чтобы любая резиновая прокладочка, размером с ноготь на мизинце, прибыла хоть в Анкоридж, хоть в Сидней за пару часов - ты должен продать тысячи самолетов, а чтобы продать тысячи самолетов - вся эта система должна работать уже при отгрузке самого первого борта самому первому клиенту.
В очень мягкой форме подобный эффект ощутили на себе первые покупатели новых Макбуков, особенно первые провинциальные покупатели: когда устройство уже есть, а рынка аксессуаров под USB-C еще долго не будет. И мы видим, что при всем могуществе Ябла - эта проблема, в полной мере, не решена до сих пор. До сих пор новый iPhone и новый MacBook нельзя спарить промеж себя кабелем без переходников.
В чем тут мораль? Производство самолетов (процессоров, операционных систем, автомобилей) - не самоцель. Экономическое развитие государства характеризует ВВП на душу населения, а не наличие какого-нибудь престижного промпроизводства. В Бразилии есть гражданский авиапром, в Австралии - нет. Это не говорит ровно ни о чем. Пора забыть все странные постсоветские комплексы и госплановские хотелки. Попытка забраться на занятый и поделенный высокотехнологичный рынок, тем более силами государства, которое и газ-то едва не в убыток добывает - обречена на провал, по определению.