В конце тридцатых наметилась тенденция в разработке многоцелевых двухмоторных самолетов, одновременно истребитель (дальний), и разведчик, и бомбардировщик плюс корректировщик в придачу.
CCCР также был в тренде. История с Пе-2 (Пе-3) всем известна. параллельно разработаны были похожие самолеты в КБ Поликарпова и Туполева. Подключили и КБ Яковлева. Непосредственным автором проекта был Леон Шехтер. Первый опытный экземпляр был явно "яковлевским" - изящным, с идеальными аэроформами и соответственно скоростью почти 600 км в час. Далеко не каждый одномоторный истребитель обладал такой скоростью в 1939-м году.
Вот таким бы его и запустить в серию - получился бы отличный разведчик или дальний истребитель. С учетом того, что разведчиками у нас в РККА были в основном устаревшие Р-5 и просто назначенные истребители и бомбардировщики - машина была бы ко двору.
Но к разведке до войны отношение было вторичное. Поэтому самолет стали лихорадочно переделывать под требования ВВС. Переносили туда-сюда баки с топливом, также и бомбоотсек перенесли назад.
Все это, плюс отвратительная технология сборки самолета, привели к ухудшению предсерийного образца. Скорость упала до 515 км в час. Вылезли всякие детские болезни мотора и конструкции. Но машина все же пошла в серию. Хотя запланированных тысяч экземпляров не сделали - за 1940-й год выпустили 111 машин ЯК-2. Многие из них попали на фронт.
Вот так уже выглядел серийный ЯК-2:
Основное количество Яков попало на Юго-Западный фронт, в разведывательные и бомбардировочные части, где воевали начиная с 22-го июня 1941. Небольшая часть - на Западном направлении. Большинство машин было подбито или брошено на аэродромах.
До 1945-го года добрались единицы ЯК-2, в основном на Северном флоте в составе 24-го бомбардировочного полка.
Хотя, повторюсь, разведчиков с такими данными очень не хватало в армии всю войну.
О судьбе ПЕ-3 (в чем то похожей) - смотрите здесь.
О спутниковой связи - здесь.
Всем удачи и мирного неба над головой!