От Калининграда до Гданьска около 150 километров. Между городами ходят автобусы несколько раз в день. Недавно цена выросла в очередной раз, и теперь, чтобы добраться на басе до Гданьска, придётся выложить 700 рублей. Я же для попадания в Польшу хотел использовать BlaBlaCar. На нужный мне день с утра "маячили" пара поездок в Гданьск. Правда, вместо указанных на сайте 350 рублей ("стандартная цена", как мне сказал Макс [парень, у которого я останавливался]) водители при общении выше цену "загибали". Первый - так, вообще, за невероятные 1400 рублей предлагал довезти, второй - называл более-менее приемлемую цену в 500 рублей. Через шенгенскую границу автостопом перебираться мне не очень хотелось (можно на весь зависнуть), и по прогнозу намечался дождь. Так что я за 500 рублей поехал. Мужичок этот меня "подобрал" прямо по адресу.
Российскую границу очень быстро прошли, на польской задержались на час из-за очереди. На этот раз польские пограничники, вообще, обошлись без вопросов: ни "куда?", ни "на сколько?", ни "сколько денег?" ... Очень уж много народа ежедневно "гоняет" из Калининградской области в Польшу. Для удобства местных жителей с Польшей был заключен договор о малом трансграничном перемещении. По нему с калининградской пропиской очень легко можно получить от поляков специальную визу, по которой можно кататься практически без ограничений по северо-восточным регионам Польши.
Я в Европе не был уже несколько месяцев, поэтому по приезду в Гданьск этот город меня довольно сильно впечатлил. В Калининграде все таки чувствуется "совок" на каждом шагу. А в Гданьске - аккуратность, выраженный акцент на историю. Это к центру, старому городу относится. "Спальные" районы в Гданьске практически ничем не лучше российских.
С соседнями городами Сопот и Гдыня Гданьск "сливается" в единое целое. Трехгородье... так называют это объединённое поселение. При этом у каждого из составляющих Трехгородье городов свои явные особенности: Гдыня - индустриальное/промышленное поселение, Сопот - курортный город, ну и Гданьск славится своей богатой историей.
Вписка у меня была далеко за городом. Около часа добираться на автобусе, километров 20 от центра. Я себе купил билет на одну поездку на городском транспорте (3,4 злотых - это 55 рублей примерно), и катался по нему все время пребывания. Рядом с компостером находишь себе место, палишь "контру" на остановках ;). "Пробил" свой билет свой только в своём последнем рейсе в Гданьске, когда утром ехал на автовокзал, чтобы отправиться в Познань.
По Сопоту, Гдыни у меня времени не было уже прогуляться. Но в Гданьске старый город я весь обошел. Ещё мне очень понравился парк на холме за автобусной станцией. Там несколько смотровых площадок, весь центр Гданьска на ладони. Речных рукавов в городе много. Вдоль них классно прогуляться.
Церковь святой Марии в Гданьске - самая большая церковь из кирпича в мире. Хотя я в ней ничего особенного не увидел. Просто очень большой темно-красный "ящик" в центре города.
Вторая мировая война началась именно в Гданьске. Гитлер требовал от Польши передать Германии свободный город Данциг (так Гданьск тогда назывался) и обеспечить беспрепятственный проход в Восточную Пруссию. После отказа Польши на все требования, фашисты первым делом атаковали именно Гданьск. К северу от центра города на побережьи Балтийского моря расположен форт Вестерплатте. Первые атаки немецкой армии были направлены на этот форт, так что Вестерплатте - то самое место, где прозвучали первые выстрелы Второй мировой. До Вестерплатте можно добраться на водном трамвайчике, который летом отправляется из центра города каждые полчаса. 10 злотых (170 рублей) - стоимость поездки. Или можно доплыть по более высокой цене (35 злотых - 600 рублей) на круизном пароме, находящемся на маршруте с середины марта по декабрь. Осуществляет рейсы компания Żegluga Gdańska. У них множество других интересных маршрутов. Даже в российский Балтийск плавают.
Хотя до вписки мне нужно было добираться довольно долго (45 минут на автобусе, затем ещё полчаса пешим ходом по пустырю), мне сильно повезло с местом. Принимала меня семейная пара. Пускай и живут у "черта на куличках", дом у них очень уютный: большой, двухэтажный. Инга и Марек много где покатались автостопом . Рассказали про свои приключения в Ливане, Сирии, Израиле, Исландии... Им даже в Туркменистан удалось попасть.
Для посещения России они делали визу по приглашению местного жителя. И, что удивительно, смогли без проблем по ней по всей стране кататься (от белорусской границы до Улан-Удэ). Хотя по идее по такой визе можно находиться только в регионе проживания приглашающего лица. Им удалось проехать через белорусско-российскую границу по дороге Орша-Смоленск. Там нет контроля на границе, они попросили водителя остановить им у пограничного пункта, чтобы поставить печать. Наверно, раньше попроще было, сейчас вроде как по этой автомобильной дороге можно пересекать границу только гражданам России и Беларуси.
Накормили вкусной веганской едой . Я рано от них уезжал, Инга мне заранее приготовила паек на утро. Такая исключительная забота ;)