Найти в Дзене
Finfront

Мобильные операторы сливают данные охотникам за головами

Расследование портала Motherboard показало, что американские мобильные операторы AT&T, T-Mobile US и Sprint годами предоставляли данные о местоположении пользователей так называемым охотникам за головами (bounty hunters), работающим на залоговые компании (bail bond companies):

https://motherboard.vice.com/en_us/article/43z3dn/hundreds-bounty-hunters-att-tmobile-sprint-customer-location-data-years

Поясним некоторые особенности американской судебной системы. Залоговые фирмы продают обвиняемым поручительские обязательства (surety bonds), работающие как страховка, которую эти компании выплачивают в случае неявки человека в суд. Обычно они получают некий процент от суммы, внесённой человеком, которого выпустили под залог.

Если обвиняемый не возвращается в суд по требованию, то фирме-поручителю выгоднее найти его, чем платить страховую сумму. Такими поисками занимаются «охотники за головами» (баунти-хантеры).

Согласно документам, попавшим в распоряжение Motherboard, залоговые компании активно используют секретные сервисы американских мобильных операторов для отслеживания положения своих беглых клиентов. С 2012 по 2017 годы были сделаны десятки тысяч запросов с целью определить локацию владельцев телефонов с SIM-картами от операторов AT&T, T-Mobile и Sprint.

Продажа данных осуществлялась через сложную сеть компаний-посредников, что долго позволяло мобильным операторам избежать обвинений.

Журналистам Motherboard также удалось за $300 приобрести у некоего баунти-хантера данные о локации телефона с симкою T-Mobile в реальном времени. Оператор в ответ поспешил заявить, что это было единичное нарушение.

Однако документы ныне закрытой компании-посредника CerCareOne, которая торговала данными, подтверждают обратное — это было и остаётся чрезвычайно распространённой практикой.

По меньшей мере 250 охотников за головами имели доступ к данным AT&T, T-Mobile и Sprint. Имеются обширные списки из десятков тысяч номеров, по которым делались запросы о местоположении клиентов. Стоимость отдельного запроса составляла до $1100.

Всё это говорит о широкой доступности личных данных американцев для тех, кто готов за них платить, и речь идёт не только об организациях, но и о частных лицах, что резко повышает риски злоупотреблений.

Данное разоблачение вызвало крупный скандал, который дошёл уже до Конгресса США. Возможно, что за этим последуют законодательные меры, а американские СМИ теперь будут массово гнобить за нарушение приватности пользователей уже не только Facebook, но и мобильных операторов.

Сами операторы, уличённые в торговле данными, были вынуждены пообещать, что больше так делать не будут и вскоре разорвут соответствующие контракты.

Интересно, появится ли аналогичная практика в России. Хочется надеяться, что на массовом уровне — нет.

В будущем государства будут делиться не на демократические и авторитарные, а по критерию отношения к собственности на личные данные. Варианты здесь такие:

  • 1. Кто заплатил, того и данные — США. Данные используются корпорациями, причём не только для рекламы, но ещё и для слежки и контроля за сотрудниками и клиентами.
  • 2. Все данные у государства — Китай. Государство использует данные в политических целях для управления гражданами.
  • 3. Данные принадлежат самому человеку, их нужно защищать — Евросоюз.

Неизвестно, впрочем, насколько долго европейцы смогут сопротивляться соблазну пойти по китайскому или американскому пути.