Найти тему

Нужен ли обычному человеку балет (ну, скажем, «Баядерка») или это для снобов?

Я очень люблю балет, что, однако, не мешало мне раньше на нем спать – по чуть-чуть, но стабильно. Так что узнав, что La Bayadère будет радовать нас 3,5 часа, я ожидала от себя, как минимум, трех кратковременных провалов в сон, но не дождалась ни одного.

Прямые трансляции балетов предполагают некоторую специфику: можно увидеть, что происходит до спектакля, чем артисты занимаются в перерывах, что творится в фойе. Забавно, что, похоже, никого из зрителей не предупреждают, что идет трансляция на несколько стран, и они весьма непосредственно ведут себя в зоне действия камеры (так что Warning! Achtung! Будете в каком-нибудь раскрученном театре, ваше «Нафиг тебе опять здесь фоткаться, «Да где же здесь курилка?!» или копание в пакете из «Ашана» сможет увидеть и услышать весь мир!). Так что рекомендую провести хотя бы один из двух 25-минутных антрактов в зале и насладиться или развлечься закулисьем и публикой.

Что же касается непосредственно балета… Ну, во-первых, сюжет. Краткое содержание со спойлерами в каждом предложении. Баядерка Никия влюбляется в воина Солора, а он в нее. 

Конец! Happy end! 

Нет, это начало. Почему? Потому что в трудовом контракте баядерок не предполагалось, что они будут выходить замуж или вообще встречаться с мужчинами – это как-то негативно влияет на их work performance. Но Никия не устояла перед Солором, что неудивительно: человек отлично знает как работать с контурингом, хайлайтером и подводкой! А еще все говорят (ну как говорят, танцуют…) о его невероятной храбрости и отличных морально-волевых качествах, но вы этого в балете не увидите, так что приходится верить слухам. Эти двое клянутся друг другу в вечной любви и верности, но тут очередная напасть: в Никию влюбляется ее босс, Великий брамин. И если вы думаете, что он любит ее тайно и про себя, вы ошибаетесь: этот персонаж тоже передумал дальше хранить свой обет безбрачия и решает пуститься во все тяжкие. Его, по задумке автора не должно быть жаль, так как он отрицательный герой, и вообще, в кадре мелькают эпизоды harassment at the workplace, так что соблазн представить на его месте Харви Вайнштейна очень велик, но чувак реально готов пожертвовать всем! Он пытается всучить Никии свою чалму Великого брамина, но только отпугивает ее своей лысиной. Несмотря на то, что сам брамин не старый и не уродливый, Никия верна Солору, ведь она видела его целый один раз, а босса, ну, может, лет 10 каждый день от силы! Выбор очевиден!

-2

Тут же оказывается, что Солор – такой выдающийся человек, что с ним хочет породниться сам Раджа. Никогда не угадаете каким способом! Он хочет женить его на своей дочери! Солор такой: «Вы что! Я обещан другой! О, так это ваша дочь? Ее зовут Гамзатти? А это точно не фамилия? А она ничего так… Ну, ладно, почему бы и нет». Брамин тоже не дремлет, а открывает радже глаза на полиамурность Солора, тот сразу решает Никию убить, брамин в шоке, говорит: «Но…я же намекал, что это нужно Солора…это самое», а раджа: «Товарищ брамин! Вы в своем уме? Я пообещал своей дочери! Она уже по портрету согласилась! Они уже пять минут пробыли в обществе друг друга! Обратного пути нет!» И Гамзатти это все совершенно случайно услышала и, чтобы уж наверняка превратить свой любовный треугольник в прямую линию к бесконечному счастью, она встречается с Никией, нанимает ее на свадебный концерт и совсем невзначай демонстрирует портрет своего жениха. Понятное дело, Никия тут же находит кинжал и давай пытаться ее прикончить, ведь это совершенно естественное поведение в такой ситуации, которое решает все проблемы! А раджа в это время решает, что незаметнее всего убрать Никию удастся с помощью змеи в корзине с цветами.

-3

И вот - свадебный банкет. На него отвели целый акт, 90% которого – просто шоу с плясками, но очень впечатляющее! Куча танцовщиков плюют на гравитацию и летают над сценой. Чего стоит один Золотой Божок! Несмотря на отсутствие сюжета, там есть на что и на кого посмотреть if you like that kind of thing… В конце появляется убитая горем, а позже и змеей Никия, Солор ведет себя так себе, демонстративно отворачиваясь, когда она в танце приближается к счастливой чете.

-4

В последнем акте Солор что-то курит, и начинаются галлюцинации – у всех, включая зрителей! Я, действительно, никогда раньше не видела такого жуткого и завораживающего изображения помутненного сознания без использования спецэффектов. Там из темноты появляется белая фигура, она выполняет движение и раздваивается, потом отворачиваешься – а их уже три, и это происходит так монотонно, бесконечно и неумолимо, что реально начинаешь сомневаться в своем рассудке! В какой-то момент картина походит на вращающийся калейдоскоп, и тени заполняют всю сцену… Потом они исчезают, на вершине остается одна, выбегает Солор и воссоединяется с Никией. Но, нужно отдать ей должное – в финальных танцах она с ним довольно холодна (поняли? Холодна! Потому что она хладный труп!). В содержании можно прочитать, что в этой истории там случается землетрясение, и под руинами дворца погибают все, потому что их настигла карма, но мы в этой интерпретации таких справедливых ужасов не наблюдали.

Этот балет заставляет о многом задуматься. Набранная статистика позволяет заключить, что в каждом классическом балете или пьесе, которые я видела до сих пор есть лирические отступления. У Шекспира это, например, пьеса в пьесе или внезапные цитирования древних элегий героями. Это иногда бесит! Ну, представьте, встречаются два персонажа, и у них легко может быть такой диалог:

А: Ну, здравствуй, друг Горацио!

Б: Привет!

А: Ох, грустен я, чело заволокли 

Согбенных призраков несметные наплывы

Исторг их Геры плен сырой,

Покуда лик Феба золотой

Скрывался в преисподней…

И дух мой снова скован в латы

Невольного наемника Нептуна,

Что жаждет крови и внимает смертным,

Что слепо осязают путь в печальный плен Аида…

Так вот, Офелия…

Ладно, это вымышленный отрывок, но он вполне мог бы быть! К счастью, в балете никто говорить не может, поэтому хронометраж растягивают дополнительными танцами персонажей, не связанных с сюжетом.

В этот раз я впервые обратила внимание на кордебалет и массовку. Представляете, там есть люди, играющие всяких привратников и мебель – и они не выполняют ни одного танцевального па и проводят все время с совершенно каменными лицами! Другое дело кордебалет. Они оттанцевали, а потом красиво сидят иногда, если сцена это предполагает. Рекомендую обратить внимание на их лица – они разные! Кто-то смотрит в пустоту, кто-то наблюдает за всеми восхищенно, а кто-то – презрительно. И я вот думаю, это они так роли свои проработали или это их реальные эмоции?

Благодаря таким трансляциям появляется возможность увидеть лучшие труппы мира не уезжая за тысячи километров, но в них есть и минусы: слишком много крупных планов! Некоторые сцены созданы для эффекта массовости, грандиозности, а тебе опять и опять показывают лица! В спектаклях это обычно оправдано, в балете – это спорный вопрос.

И завершает этот обширный выплеск немного связанной с балетом информации сегмент советов для начинающих поклонников балета.

1) Прочитайте краткое содержание перед просмотром. Оно есть на сайте театров. Если смотрите трансляцию, не читайте, вам покажут текст.

2) Не бойтесь устать, настоящий балет и прямые трансляции поделены на сегменты продолжительностью по 40-60 минут с длинными антрактами.

3) Если музыка кончилась, балерины вышли на поклон и удалились, а потом то же самое сделал дирижер, это не обязательно указывает на конец балета. Либо вспомните, чем там все должно кончиться и подумайте, видели ли вы уже это, либо понаблюдайте, что делают женщины за 60 с веерами. Если они идут в гардероб – это точно конец.

4) Не бойтесь балета – там всегда и в любом случае есть на что посмотреть!

Мнение автора может не совпадать (а может и совершенно ненамеренно совпадать) с мнением других зрителей, авторов, постановщиков, прохожих, критиков и фанатов. Автор совершенно точно не планирует заявлять свою точку зрения как единственно верную и преобладающую в обществе или даже в узком круге людей. Я оставляю за собой право не отвечать на оскорбительные комментарии, либо комментарии, касающиеся не статьи, а личности автора или политической обстановки в любой стране. В то же время комментарии не будут закрыты, так как лучше уж недовольные выпускают пар здесь, чем вслух и при живых людях и ценных произведениях искусства (пар вредит многим произведениям искусства, как и вспышки. Даже вспышки гнева).