Найти тему
Живые книги

Нужен ли Бог для понимания добра и зла? "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов" Франс де Вааль

Интересно, что в оригинале книжка называется "The Bonobo and the Atheist. In Search of Humanism Among the Primates". Весьма сильно изменили название для российского рынка, не правда ли?
Интересно, что в оригинале книжка называется "The Bonobo and the Atheist. In Search of Humanism Among the Primates". Весьма сильно изменили название для российского рынка, не правда ли?

Вы никогда не задумывались, что было бы, если религии никогда не существовало? Как жили бы люди в этом, без сомнений, гипотетическом мире, ведь в реальности не существовало обществ, в которых не возникла бы религиозная концепция? Что было бы с моралью и нравственностью?Неужели в отсутствие указаний свыше все приняли бы аргумент в стиле Ивана Карамазова из романа Достоевского: "Если Бога нет, то всё позволено!"? Франс де Вааль, приматолог и этолог, уверяет, что мораль не приходит свыше в виде скрижалей, а является нашей природной внутренней составляющей. Такие понятия как дружба, стремление к равенству, чувство достоинства и справедливости, общественное мнение, понятие о смерти (в том числе и собственной) - все эти сущности имеют место, когда речь идёт не только о человеке, но и о высших приматах, а иногда и о многих млекопитающих, включая собак и крыс.

Обезьяны бонобо. Одни из ближайших родственников человека с удивительным построением общества: матриархат, жизнелюбие и решение всех проблем через секс.
Обезьяны бонобо. Одни из ближайших родственников человека с удивительным построением общества: матриархат, жизнелюбие и решение всех проблем через секс.

С первых страниц чувствуется, что работа автора - это его жизнь. Книга по большей части является потоком сознания человека, проработавшего всю свою жизнь с приматами. Его кабинет выходит своими стеклами в вольер с подопечными, обедает он с миролюбивыми обезьянами бонобо, а к вечеру опять приходится разнимать что-то не поделивших шимпанзе. Франс де Вааль закономерно задается вопросом, почему такие чувства как сострадание, взаимовыручка и жажда справедливости часто приписываются исключительно людям? В своей книге он убедительно показывает, что животным эти чувства свойственны не менее, чем человеку.

Какое-то время считалось, что человек изначально греховное и эгоистичное существо, и лишь догма может держать его в узде. Мораль - есть напыление "лака" на его истинную сущность. Именно такой позиции придерживался, в частности, Томас Гексли, самый ярый сторонник Дарвина, однако под конец лишившийся его одобрения как раз из-за своих радикальных взглядов на природу человека.

"Теория лакировки" была популярна в XIX веке, утверждая, что лишь тонкий слой морали в человеческом сознании удерживает его "животные" инстинкты. Как оказалось, тут должны обидеться скорее животные.
"Теория лакировки" была популярна в XIX веке, утверждая, что лишь тонкий слой морали в человеческом сознании удерживает его "животные" инстинкты. Как оказалось, тут должны обидеться скорее животные.
Томас Генри Гексли, он же "Бульдог Дарвина". Был самым ярым его сторонником. Дарвин, не любивший публичности, нуждался в воинствующем апологете своих идей. Гексли, прочитав "Происхождение видов", с готовностью предложил Дарвину свои услуги: "Я точу когти и клюв в ожидании схватки".
Томас Генри Гексли, он же "Бульдог Дарвина". Был самым ярым его сторонником. Дарвин, не любивший публичности, нуждался в воинствующем апологете своих идей. Гексли, прочитав "Происхождение видов", с готовностью предложил Дарвину свои услуги: "Я точу когти и клюв в ожидании схватки".

Но де Вааль уверяет читателя, что все хорошее в человеке - альтруизм и добродетель, - распространены и в животном мире. Примерно треть книги занимают примеры из животного мира, когда приматы, слоны, собаки и даже крысы помогают друг другу, не требуя ничего взамен. Как приходят на выручку неродственным особям, как ухаживают за раненными или потерпевшими неудачу, как умеют договариваться и справедливо делить добычу. Это самые интересные моменты книги: ты словно стоишь рядом с автором и наблюдаешь, как существа, так похожие на нас, живут и решают многие знакомые любому человеку проблемы.

Шимпанзе умеют договариваться. У них также развито чувство справедливости, и если один видит, что кто-то получает больше награды за какое-то действие, чем он, то может отказаться от участия в эксперименте из-за чувства несправедливости.
Шимпанзе умеют договариваться. У них также развито чувство справедливости, и если один видит, что кто-то получает больше награды за какое-то действие, чем он, то может отказаться от участия в эксперименте из-за чувства несправедливости.

Но автор не посвятил всю свою книгу обзору исключительно поведения животных. Примерно треть книги, как ни странно, занимает анализ произведений Босха и его огромных сюрреалистичных полотен.

Автора явно интересует творчество художника XV столетия Иеронима Босха. На мой взгляд, в книге уделено слишком большое внимание этой теме. Без сомнений, разбирать религиозные мотивы, переданные через сюр, занимательно, но это здорово делать, смотря на саму картину, а не читая пересказ ее сюжета в книге.
Автора явно интересует творчество художника XV столетия Иеронима Босха. На мой взгляд, в книге уделено слишком большое внимание этой теме. Без сомнений, разбирать религиозные мотивы, переданные через сюр, занимательно, но это здорово делать, смотря на саму картину, а не читая пересказ ее сюжета в книге.

Остальную часть книги Франс де Вааль рассуждает на религиозную тему. Автор на самом деле очень компромиссно относится к религии, хоть и является атеистом. Он жестко критикует современных адептов воинствующего атеизма, таких, например, как Докинз (вообще де Вааль много критикует Докинза по любому поводу, не могу сказать, что я согласен со всем), сравнивая подобную позицию с фразой "яростно спать".

"Лично я в подобных «обменах мнениями» вижу лишь свидетельство того, что верующие в защиту своей веры готовы сказать что угодно, и что некоторые атеисты превратились в проповедников. В первом нет ничего ни нового, ни удивительного, а вот истовость атеистов не перестает меня удивлять. Зачем «яростно спать», если нет необходимости обуздывать внутренних демонов? Может быть, некоторые атеисты втайне жаждут религиозной убежденности, как пожарные иногда оказываются тайными поджигателями, а гомофобы - скрытыми гомосексуалистами? "

Де Вааль утверждает, что понятие догматизма свойственно и науке.

"Всю жизнь я провел в академической среде и могу сказать, что для ученого услышать о своей ошибке столь же приятно, как найти таракана в кофе. Типичный ученый - это тот, кто в начале карьеры делает интересное открытие, а всю оставшуюся жизнь заботится о том, чтобы все остальные уважали его вклад и никто бы в нем не усомнился"

В общем, в книге досталось всем. И религии, все время рвущейся дать человеку мораль, которая и так заложена в нем природой, и воинствующему научному атеизму, который с религией борется, но не способен дать человеку альтернативу в тех тяжелых случаях, в которых его от опасных поступков спасает вера.

В итоге книга оставляет после себя противоречивые чувства. И дело не в основных тезисах, а в манере подачи. Очень сильно в ней смешаны сюрреализм Босха, истории из жизни приматов, философские темы и критика очень многого. В любом случае читать ее будет интересно любому, кто интересуется живым миром, психологией, поведением, принятием решений, а также интересующимся религией, атеизмом и сюжетами Босха.

Ну а я пошел читать следующую книгу. Спасибо, что прочли мой небольшой обзор на этот замечательный труд.

Всегда ваш, Евгений Плисов. Читайте интересные книжки.