История современных баров и кафе в России берет свое начало 6 февраля 1719 года. В этот день 300 лет назад по указу Петра I в Петербурге было разрешено открыть первый вольный дом - это пращур нынешнего общепита.
Именной указ царя был объявлен санкт-петербургским генерал-полицеймейстером Девиером. Документ позволял иноземцу Петру Милле построить на Васильевском острове первый в истории города и страны трактир на европейский манер.
Создать русское кафе велено было «таким манером, как и в прочих окрестных государствах, вольные дома учреждены, дабы в том доме иностранное купечество и здешние вольных чинов люди трактировать могли за свои деньги».
Так Петр I пытался вытравить в своей европейской столице традиционные российские кабаки и их привычки: царь запрещал продавать алкоголь в долг или под залог, а в самих трактирах держать «непотребных женок и девок».
Выбор места для первого трактира тоже вполне объясним - в это время Петр Великий был одержим мыслью превратить Васильевский остров в центр торговой и промышленной жизни нового города.
А европейские путешествия напоминали Петру, что в торговой части должны быть заведения, где подают еду и напитки.
Иностранец Петр Милле обещал возвести построить каменный дом на площади в 20 саженей, "в котором доме иметь ему невозбранно трактир с продажею всех питей и табаку».
Вольный дом называли еще Трактирным домом. Он вырос уже через год на Троицкой пристани. Там всегда держали особые напитки на случай, если в первое кафе решит заглянуть сам царь.
Кстати, и в последующие столетия петербургские трактиры и кафе создавали и содержали в основном только иностранцы.
Так, "Санкт-Петербургские ведомости" в 1758 году писали о некоем французском трактирщике Бувие, который содержит стол на Адмиральской стороне. Реклама XVIII века гласила: "берет по 25 копеек с персоны. Он обещается довольствовать хорошим кушаньем всех, которые к нему приходить будут кушать или за общим столом или особливо».
А в трактире Гродне на Новоисакиевской улице и вовсе организовали сервис, который сейчас продолжают на улицах Петербурга курьеры в желтом или зеленом с ящиками за плечами. "Из оного же трактира отпущается кушанье в дом», - писали те же "Санкт-Петербургские ведомости" в 1793 году.
Кстати, в трактиры иностранцев не имела права войти беднота. Представителям низших сословий полагалось питаться в харчевнях.
Чуть позже в Петербурге появились герберги - гостиницы, в которых можно было получить стол и легкий алкоголь.
Водку, пиво и мед продавать можно было только в трактирах и кабаках. К середине XVIII века в Санкт-Петербурге было 25, а в Кронштадте - пять таких гербергов.
Герберги разделили на пять классов. Интересно, что это деление подходит и для современных гостиниц и общепита. Так, герберг класса №1 - это "квартиры с постелями, столы с кушаньем, кофей, чай, шеколад, билиард, табак, виноградные вина, французская водка, заморский элбирь и легкое полпиво". Сейчас это хорошая гостиница со своим рестораном. Герберг класса №5 - это "одно кофе, чай, шеколад и табак". Если исключить табак, то это вполне себе современные кофейни.