Найти в Дзене
Познавательное ТВ

Церковные подделки. Потир Калужского музея

Странности в предмете церковной утвари.

Потир в Калужском краеведческом музее
Потир в Калужском краеведческом музее

Потир — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия. Представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, называемое яблоком.

На табличке написано, что потир относится к 1799 году. То есть это конец 18, начало 19 века - если датировка правильная.
На табличке написано, что потир относится к 1799 году. То есть это конец 18, начало 19 века - если датировка правильная.

Что не так в этом церковном предмете? Наверняка самые внимательные уже поняли. Посмотрите на красивое и тонкое оплетение сосуда. Оно выполнено объёмными маленькими элементами - зёрнами. Это шарики в звёздчато-волнистом обрамлении.

Чаша потира крупно
Чаша потира крупно

Как вы сами видите, работа весьма тонкая, но сделано очень хорошо, ровно, расстояния в сетке узора одинаковые, никакой кривизны, ни одно зерно не съехало. Что говорит о высоком уровне мастера, который делал этот узор. И подчеркну, что это объёмный узор, он состоит из выпуклых и довольно сложных элементов.

И ещё крупнее, что бы вы оценили уровень мастера
И ещё крупнее, что бы вы оценили уровень мастера

Если внимательно посмотреть на подставку потира, то мы видим объёмную и качественную гравировку. Она не идеально ровная, но в целом сделана тоже на весьма хорошем уровне и соответствует высокому качеству оплетения сосуда.

Подставка потира
Подставка потира
Прилично сделанная чеканка
Прилично сделанная чеканка

Но если мы приглядимся к вставкам, на которых изображены библейские персонажи, то увидим, что уровень их изготовления гораздо ниже, чем самого потира.

Корявенькое изображение святого
Корявенькое изображение святого
Иисус Христос тоже не блещет изяществом
Иисус Христос тоже не блещет изяществом

Линии, которые должны быть ровными, одинаковыми и параллельными, на самом деле таковыми не являются. Они кривоваты, имеют неодинаковую глубину. Буквы местами совсем кривые, люди изображены с нарушением пропорций. Причём это не родная гравировка на самом сосуде, а приделанные сверху отдельные накладки - на крупных снимках это хорошо заметно.

Накладки с гравировкой святых - отдельные детали
Накладки с гравировкой святых - отдельные детали

Окончательно становится понятно, если посмотреть на надпись по верхнему краю потира. Не надо быть маститым искусствоведом, что бы сообразить, что эта надпись сделана совсем не тем мастером, который изготавливал кубок.

Надпись по верхнему внешнему краю кубка
Надпись по верхнему внешнему краю кубка

Крест процарапан криво. Линии корявые, неровные. Буквы неодинаковые, кривые. Посмотрите ещё раз на гравировку основания потира - там линии параллельные и ровные, они как будто штампованные. Но в надписях и изображениях святых - линии кривые и царапанные.

Процарапанная надпись никак не вяжется с тонким объёмным оформлением
Процарапанная надпись никак не вяжется с тонким объёмным оформлением

Такое ощущение, что на стенках потира были какие-то иные изображения, а потом их залепили свежими накладками с процарапанными библейскими персонажами. Или там были другие накладки, например, расписанные цветной эмалью.

Слова по верхнему краю потира идут волнообразно - можете предположить, почему? Потому, что раньше здесь было пустое пространство, на котором решили сделать надпись. Но поле это слишком большое по высоте, и если делать буквы нужного размера по горизонтали, что бы влезла вся надпись, то и по вертикали они будут слишком маленькими, и останется много пустого места. А если сделать буквы слишком вытянутыми по вертикали, то они будут совсем плохо читаться. Поэтому гравировщик решил выцарапать текст волнообразно, что бы занять пустую площадь.

Гравировщик постарался заполнить всё верхнее пространство, для этого ему пришлось делать волнообразную надпись.
Гравировщик постарался заполнить всё верхнее пространство, для этого ему пришлось делать волнообразную надпись.

Да и текст какой - "вкусите тело и кровь христову". Настоящее людоедство. Или богоедство. Понимаю, что людям воцерковлённым такое привычно, но для нас, простых обывателей, звучит как-то страшновато.

Возникает всё тот же вопрос - неужели мастер, изготавливающий этот кубок для церковных богослужений, не знал, что надо бы святых изобразить и надпись написать? И священник-заказчик ему про это не сказал. А потом молча принял работу. И только потом сообразил, что надо бы этому гражданскому сосуду придать некую церковную принадлежность. Но мастер изготовитель то ли уже умер, то ли уехал далеко, поэтому нашли другого. А тот как умел, так и процарапал. Кривовато, да, косовато, да, но зато канону соответствует.

-13

Может быть, такой кубок изначально был сделан совсем не для церкви? И только потом его острым гвоздиком приобщили к религиозной жизни и обрядам?

Изначально имеется предмет, сделанный на высоком уровне мастерства. Он имеет красивые объёмные украшения. И по своему внешнему виду и оформлению никак не относится к христианской религии. Но потом кто-то приделывает накладки, фигурки и процарапывает картинки и слова, причём делает это гораздо хуже по качеству и мастерству. И как раз вот эти поздние корявые приделки и относятся к тематике современного христианства.

Знаю, что у многих людей найдутся и многие возражения. Но если бы дело касалось только одного этого потира, но мы с вами уже изучили несколько предметов церковной утвари, и со всеми одна и та же история. То есть это не просто рассеяность мастера, забывчивость заказчика, и житейские накладки. Это системное явление.

Похоже, что раньше у нас было какое-то другое православие. Это высокая культура, которая производила очень красивые вещи. На которые потом начали лепить грубо сделанную христианскую религиозную символику.

Если понравилось, подписывайтесь на канал Познавательное ТВ и жмите палец вверх.

Артём Войтенков