Что и говорить, ЗАЗ-966 или попросту «Запорожец» получился культовым автомобилем для жителей СССР. Именно благодаря нему, многие семьи стали обладателями своей первой машины.
«Ушастый» продержался на конвейере с 1966 по 1972 год, уступив место знаменитому 968-му, который и вовсе, выпускался целый двадцать с лишним лет.
Но в этой статье, я хочу поговорить о совсем другом автомобиле, который был неизвестен большинству граждан Советского Союза. Но он подозрительно похож на «Запорожец», а имя ему – NSU Prinz 4.
Советские конструкторы срисовали «Запорожец» у немцев?
И да, и нет. Ни для кого не секрет, что при разработке ЗАЗ-966, инженеры и дизайнеры посматривали на американский Chevrolet Corvair, который был в наличии у НАМИ. Затем его передали на Запорожский завод, а оттуда он отправился в Мелитополь.
Но западная модель понадобилась конструкторам для изучения системы охлаждения двигателя. Копировать внешность они не собирались. Более того, постарались максимально развести «Запорожец» и Corvair.
Да, серийный ЗАЗ-966 получился совсем не похожим на заокеанского собрата, но подозрительно смахивает на NSU Prinz 4 из ФРГ, который уже выпускался 5 лет, до момента начала сборки «ушастого».
И вот тут есть две версии развития событий. Первая гласит, что мы не собирались срисовывать NSU, а просто сделали автомобиль в стиле тех лет, который бы вписывался в тогдашние дизайнерские веяния.
Другая точка зрения говорит нам о том, что советские художники реально не стали усложнять себе жизнь, и позаимствовали дизайн у Prinz 4. В пользу этого говорит тот факт, что первые прототипы «Запорожца» появились ещё в 1961 году, и тогда он не был так сильно похож на германскую малолитражку.
Однако в серию наша машина пошла только 5 лет спустя, и уже откровенно походила на NSU. Да и кто бы стал говорить об авторских правах, если к началу 70-х сама марка перестала существовать, став частью Audi.
Скорее всего, правда, где-то посередине.
А отличается ли конструкция у этих машин?
Да, с точки зрения устройства, между NSU и «Запорожцем» практически нет ничего общего. «Ушастый» имел продольное расположение мотора, а немец поперечное. На иномарку ставился четырёхцилиндровый двигатель, который разгонял её до 113 км/ч. При этом на разгон до «сотни» требовалось почти 36 секунд.
Вообще, если быть максимально внимательным, то наш «Запорожец» является симбиозом нескольких автомобилей. Внешне – это NSU Prinz 4, интерьер салона сильно напоминает британский Hillman Imp, а сама концепция взята у Chevrolet Corvair.
Советую посмотреть:
Trabant 601 - народный автомобиль из ГДР, с пластиковым кузовом и без бензонасоса.
ЛуАз-Proto - советский ответ джипам Suzuki, и несостоявшийся конкурент "Нивы" из Ленинграда.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.