Долгое время Москва была деревянной и из камня сперва стали строить соборы, а потом уже дома и усадьбы. Из-за смутного времени, длившегося пару десятилетий и сопровождавшегося разгромами и пожарами, строений до XV века в Москве почти не осталось. Но мы можем проследить историю московской архитектуры и попробовать понять, почему же именно русское узорочье начали считать русским стилем.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Зодчество было деревянным и каменным. Я предлагаю окунуться в каменный. Москва объединила несколько архитектурных традиций. Одна из них была Суздальско-Владимирская, а другая Псковско-Новгородская.
В русском стиле XII века мы узнаем отголоски романского зодчества:
Раннемосковская архитектура времен Ивана Калиты появилась в те времена, когда у Москва начала богатеть и объединять вокруг себя княжества. Первые каменные храмы построены в Москве в первой трети XIV века. В самой Москве, к сожалению, зданий этого времени не сохранилось, но они являлись продолжением традиций Владимиро-Суздальской архитектуры. После татаро-монгольского нашествия она стала проще, но такой же выверенной и ровной.
Посмотрите на картинку ниже. Кокошников над порталами не было ни во Владимиро-Суздальской, ни в Псковско-Новгородской архитектуре. Возможно, они азиатские, но стали характерными именно для московской архитектуры:
Так выглядел московский стиль того времени.
Перенесемся во времена Дмитрия Донского и его детей. Конец XIV - начало XV века и мы видим очень похожую архитектуру:
В XV веке итальянские мастера привозят на русскую землю архитектуру ренессанса. Кремлевские соборы - Успенский, Архангельский.
Во всех пропорциях - арки, капители, пилястры, сдвоенные арки, композиции из круглых окон и полураковинки под скосами крыши - все из Италии.
Собор Святителя Петра в Петровском монастыре, как и Архангельский собор Московского Кремля, был построен под руководством Алоизио Ламберти да Монтиньяна (Алевиз Новый). Собор идеальный по структуре и подчиняется законам архитектуры Ренессанса.
В XVI веке из Москвы уезжают итальянские мастера и строительство продолжают русские мастера, которые у них учились. Они использовали приемы Ренессанса, хотя немного их упростили.
Это же направление прослеживается и в начале XVII века. Довольно скромно для царской резиденции, и продолжает стиль XVI века.
И вдруг к середине XVII века пошла импровизация.
РУССКОЕ УЗОРОЧЬЕ
Строить массово сооружения из кирпича начали только в середине XVII века. И архитектура того времени очень любопытна, если приглядеться. Например, церковь Георгия в Ендове.
Три окна совершенно разные - одно пошире, другое поуже, третьему места вообще не хватило, поэтому там обрезанная имитация вместо окна. Разные пропорции фронтонов, а сами фронтоны безжалостно разрезают карнизы, что было невозможно ни в одном европейском архитектурном стиле. Ось симметрии первого этажа не совпадает с осью симметрии второго этажа. Это и есть суть русского узорочья - для этого стиля не существовало никаких правил и норм. Сам стиль еще не до конца исследован, но он давал почти абсолютную свободу творчеству без рамок.
Куда делась симметрия? Куда исчезли пропорции?
Считается, что это отражение Смутного времени. Ведь архитектура - это зеркало того, что происходит в обществе, в стране, в мире. 20 лет разорения и пожаров, после которых Москва восстанавливалась, не прошли незаметно. За это время появилось поколение зодчих, у которых не было учителей - они всему учились сами.
Мы смотрим на Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках и видим похожую картину. Здесь романские арки перекликаются с мавританскими узорами, над парными полуколоннами, разделяющими окна, почему-то появляется имитация окна?
То же самое мы видим в Храме Рождества Богородицы в Путинках:
Идет ось симметрии, при этом снизу два окна, а сверху три. В этом нет никакой логики.
Еще один пример - Церковь Всех Святых на Кулишках. После реставрации ее нессиметричность явно подчеркнули. Обратите внимание на окна второго этажа и декоративные элементы.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
И здесь окно не просто разрезает карниз, но и цепляет наличник второго этажа.
Ряд сверху, где кирпичи стоят ребром, называется "поребрик", а над ним бегунок - зигзагообразная линия. Этот прием в Москву приехал из Пскова в XV веке. Причем здесь зигзаг становится то быстрым, то медленным и размеренным.
Заглянув в Церковь Святого Владимира в Старых Садах обнаруживаем ту же картину - архитектор не спланировал окна, чтобы они не задевали друг друга:
Если приглядеться, то у Храма Николая Чудотворца в Пыжах все наличники разные:
И окна со стороны алтаря:
Кстати, белыми храмы стали позже. В XVII веке декор был в синих и зеленых цветах - цветах неба, воды и зелени.
Многие считают, что именно в XVII веке зарождается истинная русская архитектура, потому что наконец-то нет европейского влияния. Хотя на самом деле в этой архитектуре можно считать азиатское влияние. Поэтому сегодня это одна из тем для споров.
Когда в XIX веке встал вопрос, что является русской архитектурой, глаз упал именно на эти кокошники и шатровые колоколенки.
Отсюда пошли цитаты в архитектуре ГУМа и Исторического музея. Там уже все ровно, но детали берутся из узорочья XVII века.
А напоследок покажу еще одну всем известную красавицу - Спасскую башню Московского Кремля.
СПАССКАЯ БАШНЯ
Один из символов нашего города, как оказалось - наполовину итальянка, а на вторую англичанка.
Нижняя часть была построена в 1491 году под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. У нее не было декора, не было башни и шпиля, она имела четырехгранную форму и была в два раза ниже, ведь итальянцы строили не украшение города, а цитадель - оборонительное сооружение.
В XVI веке во время восстановления Москвы после 20-летнего разорения и пожара, когда у власти уже была династия Романовых, первое что было построено - это верхушка Спасской башни. Причем, верхушку создает шотландский зодчий и инженер Христофор Галовей. Именно он придумал куранты и отчасти русский, отчасти готический облик башни.
Многие и не задумываются, что эти башенки и пинакли - это поздняя, но самая настоящая европейская готика:
Куранты
Спасская башня интересна еще и тем, что именно на ней были установлены одни из древнейших часов-курантов. У первых курантов не было стрелок. На циферблате было всего 17 часов. Днем стрелка двигалась в одну сторону, а ночью в другую.
Скоро весна и мы обязательно еще прогуляемся по Москве в поисках интересных и неожиданных архитектурных решений.
А в этой прогулке нам помог Александр Иванов — краевед, гид, исследователь и историк Москвы.