Прогуливаясь по улицам Абакана, можно увидеть много разных ателье по пошиву одежды – от маленьких закутков до больших современных салонов. Но среди них не вдруг заметишь предприятие с этническим уклоном. Я знаю, что они есть, но широко себя не рекламируют. Видимо, клиентов достаточно…
Надежда Чебодаева – владелица ателье по пошиву национальной одежды «Модница» («Чиркеен»)
А недавно, прогуливаясь уже по просторам интернета, в соцсетях случайно наткнулась на фото манекенов, наряженных в национальную хакасскую одежду и обрадовалась. Но за разными фигурами с одеждой, выкройками с орнаментом и вышивкой не видно создателя всего этого великолепия. Я решила познакомиться с мастером.
Договорилась о встрече по телефону. Мне ответил бодрый женский голос с узнаваемым хакасским акцентом, поэтому решила попрактиковаться в родном языке. Общались мы с Надеждой при встрече уже на хакасском. И от этого беседа получилась какой-то душевной и простой.
Ателье находится хоть и в центре города в здании с многочисленными офисами, но сразу не найдешь, вывески соответствующей нет, написано просто «Ателье». А еще и на третий этаж надо подняться. Меня приветствуют две мастерицы, одна из них, владелица «Модницы» Надежда, сразу пригласила меня расположиться поудобнее, освободив от тканей и лоскутов небольшое пространство.
Оказывается, ателье работает уже восемь лет, это сейчас есть конкуренция в этой нише, а раньше вообще никто не шил национальную одежду.
– Я работала в Доме быта портнихой, а потом нас сократили. Идти было некуда, поэтому я пошла на биржу труда. Там предложили выучиться на закройщицу, и я, не раздумывая, согласилась, – вспоминает Надежда Константиновна. – Тогда еще гранты государство давало тем, кто хочет открыть свое дело. Я получила 59 тысяч рублей, и мы с подругой открыли свое ателье.
– И на что же хватило этих денег? – спрашиваю.
– Я купила две швейные машинки, запустила рекламу и оплатила аренду. Все! Начинать новое дело было трудно, сначала шила все подряд, в первую очередь родственникам и знакомым, а потом сработало так называемое «сарафанное» радио. Заказы пошли.
На вопрос: «Почему же решила шить именно хакасскую одежду?» – Надежда, не задумываясь, ответила: «Потому что никто не шил».
– Этому учат? Ведь нужны определенные навыки, опыт?
– Никто не учил. Сами учились. Платье распороли, все посмотрели, шьем по старинке. В интернете есть информация, – не отрываясь от работы, говорит мастерица.
Очень красиво и необычно смотрится вышивка на традиционных и стилизованных изделиях. Яркие орнаменты украшают и мужские костюмы. Сейчас вышивка делается не в ручную, а на машинке. Ну если вдруг клиент попадется притязательный, на подхвате есть мастерицы, которые выполнят работу вручную.
Сейчас у маленького цеха заказов хватает, шьют и на поток («на массовку», как говорят швеи), чтобы, если кому-то срочно нужен костюм, было из чего выбрать.
– На массовку шьем сразу парные костюмы – мужские и женские. Например, на сас тойы (раньше невесте после привоза в дом жениха расплетали многочисленные косички «сюрместер» и заплетали две косы. Сейчас, конечно, такие косички не носят, но все равно обряд заплетания делают – «Шанс»), а на улуг той (свадьба), конечно, уже заказывают много, на целую семью, индивидуальный пошив и заранее. Или, например, гости приезжают в нашу республику издалека, им тоже срочно нужны готовые изделия.
– А кто еще заказывает национальные костюмы?
– Недавно молодая женщина приезжала из Саудовской Аравии, муж у нее дипломат, на деловые встречи надевает свою национальную одежду, а у нее (она хакаска) нечем похвастать, вот и заказала себе комплект.
Шаман из Москвы приезжал, сшил комплект из черной ткани. Известный хирург из Волгограда посещал Хакасию в качестве туриста, заодно жене сигедек (женская безрукавка, надеваемая поверх праздничных шуб или платья) в подарок приобрел. Говорит, этника сейчас в моде. Из столицы молодая пара недавно заказала свадебное платье. Родители детям, которые учатся в больших городах и очень скучают по дому, заказывают оригинальные вещи с хакасским орнаментом, например, варежки, сумочки или сигедек. Учителя хакасского языка и литературы шьют себе наряды как «наглядное пособие» для учеников, из разных городов люди заказывают, везде ведь есть землячества, те, кто давно уехал из Хакасии, да много еще кто.
Что ее радует?
– Очень радует, что люди начали потихоньку возвращаться к своим корням, это я сужу по своему опыту, по тому, что много заказов у нас сейчас появилось, и ателье такие открываются, есть конкуренция, раньше ведь только в театрах шили. Молодежь в этом плане стала активней.
Что ее огорчает?
– Мы, конечно, за столько лет работы привыкли к трудностям, самостоятельно решаем свои проблемы, но хотелось бы расшириться в плане бизнеса, не помешала бы помощь государства, ну хотя бы налоги поменьше платить или льготы какие-то. Ведь мы все-таки не последнюю роль играем в развитии культуры малочисленного коренного народа.
Стоимость готового женского комплекта национального костюма, в который входят платье (6-8 тысяч), сигедек (от 7 тысяч), шапка с меховой отделкой и (или) вышивкой (от 2 тысяч), зависит от количества и сложности вышивки, качества ткани. В дорогом комплекте используется жаккард, он хорошо ложится по фигуре и красиво струится. Также от сложности изделия зависят сроки выполнения заказа – неделя-две (платье).