Найти тему
Было-Дело.рф

Отставки губернаторов в России

Оглавление

Один за другим в отставку ушли главы Башкирии, Курской области и Забайкальского края. В течение последних двух недель поменялось руководство 11 территорий из 85.

Если говорить о смене власти в регионах в течение последних двух лет, то политические изменения коснулись примерно половины всех регионов нашей страны. С чем связан такой широкий размах смены губернаторов? И что Россия получит в результате этих массовых отставок?

Как говорится, ничто не делается просто так.

Поэтому каждый случай отставки губернатора того или иного региона следует рассматривать отдельно. На самом деле при детальном изучении причин ухода конкретно взятого главы области можно выявить не глобальные перемены на руководящих постах, а вполне реальные обстоятельства и политические факторы. К примеру, уход с занимаемой должности губернатора Курской области Александра Михайлова обусловлен долгим сроком правления на данном посту. Так и в остальных случаях отставок глав регионов есть свое адекватное объяснение.

Что получилось в результате последних изменений в региональных властях?

Пока вместо ушедших в отставку губернаторов в Курске и Уфе исполняют обязанности глав регионов Роман Старовойт и Радия Хабирова. В целом с 26 сентября по сегодняшний день руководителей сменили 11 регионов. Если вести подсчет кадровых изменений в региональной политике начиная с января 2018 года, то цифра эта возрастет до 19. Однако гораздо примечательнее данные за прошедшие два года, ведь в течение указанного периода власть сменилась аж в 39 регионах России. Показатель немного не дотягивает до половины всех территориальных субъектов страны.
Налицо стремление Кремля «обновить» власть в регионах.

В политической истории России подобного рода массовые отставки были в последний раз еще при Борисе Ельцине в 90-х годах 20 века. Однако в то время ситуация была иной: смены глав регионов требовало образование Российской Федерации как самостоятельного государства в результате распада СССР. Понятно, что вместо верных социалистическому строю первых секретарей обкомов КПСС власть должна была перейти в руки чиновников, солидарных с политическими взглядами нового руководства страны.

Но та ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, — совсем иная.

Нет образования нового государства. И до волны отставок, и после них Россия остается Россией.
С одной стороны, система региональной власти в нашей стране считалась в течение последних лет вроде как устоявшейся. Но сегодня в ней наступает совершенно новый период. Годами ранее в истории российской губернаторской власти были три важных этапа (не считая назначений в 90-х годах):

1995-2004 гг. Это период прямых выборов губернаторов. Дело в том, что руководящий страной в то время президент Борис Ельцин и его администрация не проводили работу по подготовке руководящих кадров ни в столице России, ни в ее регионах. Что касается первого срока правления Владимира Путина на посту президента, то основной акцент делался на восстановление управляемости державой.

2005-2011 гг. Период региональных выборов губернаторов. Это время значительных изменений в губернаторском корпусе. В принципе, задачей руководства страны была замена глав регионов, не выполняющих должным образом своих обязательств, либо уличенных в коррупции, на грамотных и ответственных управленцев. Но при таких выборах исключалась связь с избирателями – жителями тех областей, которыми предстояло руководить новому губернатору.

2012 год. Начиная с этого времени Россия возвращается к прямым выборам. Одновременно началась национализация элиты общества. Упор делался на исключение принципов двойной лояльности. От кандидатов на руководящие должности отныне требовались не только управленческие навыки высокого уровня, но и способность воспринимать речь и мнение простых людей (то есть народа). Но далеко не все главы регионов смогли работать по такому принципу лояльности и связи с народом. Кто-то просто пренебрег требованиями Народного фронта, а некоторые при всем своем желании не смогли достичь в своей руководящей деятельности должного уровня.

Следует отметить, что процесс национализации элиты включал в себя, помимо прочих политически важных факторов, выстраивание стратегического плана кадровой работы. Данный механизм начал внедряться во все уровни власти. Особенно активно развивался он относительно кадровой политики региональных властей. Карьера чиновников выстраивалась по горизонтали, из областей в центр России и в обратном направлении с повышением. Ранее такую кадровую политику практиковало руководство Советского Союза.

С 2016 года Кремль вплотную развивал этот механизм.

Речь шла уже не о формировании кадровых резервов, а о реализации программ, направленных на обучение и профессиональную подготовку будущих управленцев. Наибольшую популярность среди них получила программа на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. В прошедшем году был запущен проект «Лидеры России», цель которого – вовлечь в управленческий процесс даровитых и кандидатов-самовыдвиженцев. Благодаря территориальному размаху нашей страны им будет где реализовать свои таланты и навыки руководителей. Работа в регионах станет мощным толчком к их развитию как управленцев.

Однако это не просто новый (и очередной) поток глав областей. Это люди, которые были выбраны соответственно тем целях и задачам, которые ставит перед собой Кремль при формировании регионального руководства. Многие из этих претендентов успешно прошли «кремлевские курсы». А это значит, что свой потенциал они уже проявили настолько, что их выделили как людей, которые, возможно, смогут сделать многое для регионов страны в качестве их руководителей. К ним при этом выдвигаются довольно высокие требования. В своей работе на руководящих должностях новым главам регионов предстоит демонстрировать результаты своей неустанной деятельности не только в виде отчетов с цифрами, но и выстраиванием кадровой политики внутри области соответственно тем стандартам, которых придерживался Кремль при подготовке этих кадров.

Управлять регионами должны честные люди, которых реально заботит состояние областей и людей, живущих в них. Никаких кланов в верхах не должно быть. У власти в регионах должны находиться люди, умеющие идти на открытый контакт с народом и способные вникать в его нужды и проблемы не только во время своей предвыборной компании, но и в течение всего срока своей службы в качестве руководителей.

После последних выборов президент России Владимир Путин сказал, что целью страны должен быть общий успех. Поэтому кадровый механизм должен работать слаженно, как часы. Задача всех глав регионов России – не только работать во благо вверенных им областей, но и вносить свой вклад в систему управления страной. Кремлю нужны люди, которые могут полностью реализовать свой потенциал руководителя как в Москве, так и в областях. Честность в работе и высокая эффективность – вот что требуется от глав регионов. И, конечно же, нацеленность на общий успех страны.