Найти тему

КОЛЬЦА БРУНО ВОКРУГ УСАДЬБЫ ГРЕБНЕВО

Мария Добровольская                            

КОЛЬЦА БРУНО ВОКРУГ УСАДЬБЫ ГРЕБНЕВО

Мария Добровольская

Великолепная получасовая прогулка на церковное подворье подмосковной усадьбы Гребнево, которую автор этих строк устроила на днях коллеге, педагогу Ольге Волковой из Москвы, запомнится нам обеим надолго.

Я живу в многоэтажках соседнего Фрязино - аккурат напротив Зимнего Храма Никольской божьей матери, который строил в этих местах более 200 лет назад именитый итальянский зодчий Доминико Жилярди. Он-то, храм Жилярди, и привлёк воздушным очарованием архитектурного классицизма мою гостью.

– А рядом с этой церковью –и я указала со своего балкона шестого этажа вглубь подворья - соседствует Летний, неотапливаемый Храм Гребневской божьей матери с золочёным Ангелом на куполе вместо креста, его немного раньше Зимнего сотворил для потомков немец Иоганн Ветер (ставший позднее Ванькой Ветровым), - раззадорила я свою гостью. Ольга слушала как зачарованная и несколько нерешительно попросила сводить её, если можно, на подворье, как только освободимся от дел. Так я охотно согласилась стать гидом своей давней знакомой, ибо имею определённый опыт и в отношении знания истории здешних мест, и в посильном отстаивании её федеральной значимости для потомков.

В своё время, ратуя за судьбу сгоревшего в начале 90-х годов главного дворца господской усадьбы Гребнево (что в двух шагах от церковного подворья – прим. автора) я писала и про рушившийся десятилетиями и окончательно утерянный для восстановления дворец, и про храмы в Российской газете, ныне закрытой Трибуне, Правде и иных СМИ. К примеру, писала и про то, что Летний храм был построен в 1791 году и является вторым в мире после храма Ангела в Ватикане культовым сооружением с таким архитектурным решением. Обычно у всех православных церквей и церквушек купола венчают кресты, а в Летней Гребневской церкви – купол торжественно украшает будто живой от излучающей Солнечный свет золочёности Ангел. Отметка градусника позволительно для экскурсии напрямки, через лёд, показывала минус четыре по Цельсию. И мы пошли на Барские пруды, отделяющие наш город от Гребнево, пока они скованы льдом с почти метровым снежным настилом. Вся дорога от дома до живописных архитектурных сокровищниц составила у нас в одну сторону минут 10 - не более. Очень очаровали мою спутницу и утончённая Зимняя, и копия Ватиканской предшественницы - пышная неотапливаемая в холода Летняя церковь Гребневской иконы Божьей матери, ярко отливающий солнцем Ангел на куполе которой по-доброму приветствовал и, казалось, благославлял нас левой крылатой рукой. В правой наш небесный хранитель вот уже 228 лет уверенно держит символ веры большинства русских людей - православный крест. Мы поднялись на занесённые снегом ступеньки перед закрытым на амбарный внушительный замок входом. Двери закрыты, тишина и покой. Немало, правда, смутила вывеска у входа (смотрите фото): оказывается местные и федеральные власти от Минкультуры-архитектуры так "охраняют" сей памятник изысканного зодчества, что не удосужились снять приколоченное здесь ещё в советские годы: "Охраняется государством…. объект Минкультуры РСФСР."
Между тем, кругом видны заботы и мирские труды человека - радуют глаз и душу расчищенные дорожки, ухоженные вековые липы, а посетивший кладбищенский погост местный священник на мой вопрос: почему горит свет в закрытом на все замки Летнем Храме - ответил: это не свет, а сигнализация внутри храма светится!
Чтобы показать гостье законсервированный под будущую стройку главный дворец соседствующей с церковным подворьем барской усадьбы Гребнево - нам пришлось пройтись по местному старому кладбищу. - Как здесь всё прилежно расчищено от снега ! - удивилась Ольга. Убранные широкие дорожки, безлюдие буднего дня, тишина и покой. Бывшее поместье дворянских династий Голицыных, Бибиковых, Трубецких, Гриневских, сегодня вот - новый барин у усадьбы объявился.. . Доходим до последних кладбищенских крестов и памятников, но далее пути нет. Этот новый владелец усадьбы, рок-артист Ковалев на проволочное заграждение забора умудрился намотать еще и колючую круговую проволоку – печально известные противопехотные кольца Бруно. - Ничего себе, думает, видно, что крепостной строй сегодня ! - удивилась коллега. А ведь тут местный безлошадный люд напрямки любил хаживать домой с работы или из магазинов, и наоборот....
- Но это ещё что! - не удивляюсь я. - Ты бы видела, как он у законсервированного под будущее строительство дворца (я показала на видневшееся за проволочным «освенцимом» нагромождение строительных лесов) вывески налепил: "Нет входа, штраф 100 тысяч рублей!" - говорю я неодобрительно про новоявленного барина, бывшего министра леса в правительстве Гайдара, выкупившего за 80 миллионов рублей Гребнево и обещающего его восстановить для туристов только через 7 лет. ..
- А почему так долго? - спрашивает Ольга.
- Не знаю, но очень это странно. Быть может, перепродать хочет, а пока будет устраивать рок-концерты и прочие праздники для саморекламы. Странный тип, нагловатый очень. Я его, как и ты сейчас, спросила - почему 7 лет, а нельзя ли быстрее? - так он как взъелся: - Один продажный журналистишка меня этим же упрекал!
-А сам он непродажный, если министром леса был в знаменитые прихватизацией народного богатства времена?
- Вот-вот, - говорю. - Хвастался, что мог бы купить себе замок во Франции, но решил обосноваться тут, где развалины главного дворца восстанавливать и восстанавливать!
- Во Франции каждая копеечка на виду, за нее отчитываться надо, а тут - твори с колючей проволокой что хочешь, даже самовольно установленные дикие штрафы придумал - и хоть бы хны! – опять поддержала меня Ольга Волкова.
Мы посетовали с приятельницей на то, что вывеску из лучшего вчера не помешало бы убрать, ведь стыдно так срамиться перед туристами и гостями наших мест! А за кольца Бруно, быть может, спросит прокуратура и правозащитники с новоявленного хозяина - барина Андрея Ковалёва? У нас, конечно, не Франция, но противопехотные кольца Бруно, наверное, не полагаются там, где ходит мирное население? Или я не права?

-2
-3