Эльдар Рязанов называл фильм "О бедном гусаре замолвите слово" самым многострадальным в своей карьере. Режиссеру пришлось много вытерпеть, чтобы снять этот фильм, и проблемы начались еще с этапа утверждения сценария.
Авторами сценария были Григорий Горин и Эльдар Рязанов. Сценарий был написан в 1978 году, но Госкино отклонило заявку на съемку фильма: "По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале". Эльдара Рязанова это возмутило: без каких-то явных причин и подробного описания был просто получен категорический и бесповоротный отказ.
Тогда режиссер отнес сценарий в Гостелерадио, зная давнюю неприязнь между Госкино и телевизионщиками. И спустя месяц из Творческого объединения "Экран" ему позвонили и сообщили радостную весть: можно снимать!
Режиссер приступил к подбору актеров. На роль корнета Плетнева пробовались Александр Абдулов и Валерий Шальных. Никто из них режиссера не удовлетворил. Шальных работал с театре "Современник" и делил одну гримерку со Станиславом Садальским, который после прочтения сценария решил идти на пробы. Режиссеру понравилась его горячность и эмоциональность.
На роль Настеньки пробовалось много актрис, но режиссер взял Ирину Мазуркевич за её стеснительность в сцене растягивания кофточки перед Мерзляевым: "Умница, молодец! Теперь я понял, что мне не нравилось в тех актрисах, кого я пробовал на эту роль. Они расстёгивали кофточку профессионально, так, как будто для них это привычное будничное дело. А ты стесняешься!"
На роль Бубенцова помимо Евгения Леонова также пробовались Александр Калягин и Леонид Броневой.
После того, как на все роли были подобраны актеры, и все было готово к съемкам (актеры уже даже собрали чемоданы для поездки в Ленинград), пришло распоряжение картину закрыть. Это было в конце 1979 года, когда Советские войска вошли в Афганистан.
Дело было в том , что в первоначальной версии сценария Мерзляев был жандармским офицером (из Третьего отделения) и приехал в город Губернск для проверки гусар. Руководство прямо сказало, что "В стране, которая ведет военные действия, не нужно показывать фильмы, в которых военным требуются проверки". Фильм удалось отстоять путем внесения корректировок в сценарий. Из мундира жандарма Мерзляева переодели в штатский костюм и дали ему чин действительного статского советника, а его камердинер стал обычным лакеем при графе.
Но на этом придирки и правки не закончились. Часть сцен приходилось переписывать прямо перед съемками, что вносило дополнительную суматоху, хаос и нарушало не только логичность сюжета, но и изначальную режиссерскую задумку. Например, "Заведение мадам Жозефины» превратилось в «Салон мод мадам Жозефины». И гусары заходят не в публичный дом, а в гости к белошвейкам.
Были изменены стихи, которые декламировал Бубенцов при расстреле. Вместо "Прощай, немытая Россия» Лермонтова - "Сижу за решеткой в темнице сырой" Пушкина.
После того, как фильм был отснят, снова посыпались правки и замечания: требовали даже переснять так, чтобы Бубенцов не умирал в конце фильма, однако на такие изменения режиссер не согласился пойти, и путем долгих заседаний и пересмотров картины он добился своего.
Премьера фильма состоялась 1 января 1981 года. За два дня до показа его опять подрезали: в сцене похорон Бубенцова вырезали все кадры, на которых показана церковь. А сцена, когда Настенька приходит в "Салон мод мадам Жозефины" к Плетнёву и просит его дать показания, что папа стрелял в него, а не в губернаторшу, была убрана целиком.
Как вспоминал режиссер: "Премьерный показ фильма поставили в неудобное время: 1 января после программы "Время", поэтому для массового зрителя картина осталась незамеченной."
Эльдар Рязанов надеялся на повторные показы и требовал их у руководства, но фильм уже попал "на полку" и только спустя 5 лет его вновь показали по Центральному телевидению.
Полную, режиссерскую версию, показали в 1996 году на канале "ОРТ". Сейчас в интернете можно легко её найти, поэтому если Вы её еще не видели, то обязательно найдите и пересмотрите, скорее всего, она воспримется совсем по другому.