В конфессиональной структуре Республики Беларусь видное место занимают религиозные общины позднего протестантизма, в том числе Христиан полного евангелия (ХПЕ), или неопятидесятников. Согласно информации Уполномоченного по делам религий и национальностей в Брестской, Гродненской, Витебской областях функционирует по 7 общин, в Могилевской — 3, в Гомельской — 15, в Минской — 11, в г. Минске — 9 общин [1,с. 32, 37, 113; 2].
Истоки возникновения и становления общин неопятидесятников уходят к началу 1990-х гг., когда в Республике Беларусь развернулась масштабная внекультовая деятельность религиозных миссий из Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и США. Образованные ими филиалы и миссионерские станции позднее трансформировались в религиозные общины, со своими уставами, вероучительными положениями, специфическими направлениями культовой и внекультовой религиозной деятельности. Неоднородные по национальному и социальному составу, конфессиональному происхождению новообразованные общины неопятидесятников испытывали на себе идейное влияние американских и североевропейских идеологов «теологии процветания», «Торонтского благословения» и др. В среде белорусских неопятидесятников нашли отклики проповеди о материальном процветании, христианском сионизме, политическом христианстве, профетизме, христианском правительстве. В целях защиты корпоративных интересов во второй половине 1990-х гг. неопятидесятники создали Республиканское объединение общин ХПЕ.
Изучение неопятидесятничества в Беларуси имеет свою специфику. Учитывая особенности религиозного процесса, обусловленные видоизменением религиозных представлений вследствие трансформации религиозной структуры общества, различного идейного влияния зарубежных богословов на формирование религиозного мировоззрения управленческих элитво избежание рисков неправомерных обобщений и экстраполяции результатов исследований локальных общин на все движение в целом следует анализировать деятельность каждой религиозной организации общины в отдельности. В этой связи целесообразно исследовать методом полной индукции все 59 общин данного религиозного направления и только затем дать обобщенную и правильную оценку этого явления в позднем протестантизме Беларуси.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
Автором статьи проделана определенная работа по изучению одной из религиозных общин ХПЕ, расположенной в г. Могилеве — общины «Живая Вера», созданной в 1994 г. на основе Могилевского христианского центра [3, с. 72, 73, 87, 88, 112, 113]. С аналогичным названием в 1998 г. была образована религиозная община ХПЕ в г. Гомеле, которая первоначально выступала в качестве дочерней организации, миссионерского филиала Могилевской общины. Основателем Гомельской общины по праву следует считать миссионера из Дании Эрлинга Ларсена, который в 1992-1996 гг. занимался координацией поставок гуманитарной помощи из Дании в Могилевскую область, а затем до 2008 г. работал по этому направлению в Гомельской области.
В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, регулирующего общественные отношения в религиозной сфере, руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь. Поэтому новообразованную общину ХПЕ «Живая вера» в г. Гомеле возглавил Дмитрий Подлобко, являвшийся до этого членом общины ХПЕ «Живая вера» в г. Могилеве [4] Факт иностранного влияния на процесс создания общины не артикулирован в официальной истории, размещенной на сайте организации. Также в истории церкви ошибочно указано время религиозного обращения Д. Подлобко (август 1991 г.), хотя на самом деле обращение произошло в 1992 г. на одном из евангелизационных собраний, которые проводили в г. Могилеве миссионеры Роберт Остерман (США), Биргит и Трульс Трульсены (Швеция) [5].
В 1995 г. Д. Подлобко прошел обучение в библейской школе в Дании и после возвращения в Республику Беларусь в 1997 г. был направлен в Гомельскую область, где возглавил созданную Эрлингом Ларсеном общину. К 2007 г. численность общины возросла до 100 человек. Были созданы 3 дочерние организации — в г. Буда-Кошелево и в поселках Прибор и Большевик Гомельской области. В двух последних состояли лица цыганской национальности. Община оказывала им гуманитарную помощь, получаемую из Дании и от общины ХПЕ «Новая жизнь» в г. Минске.
Религиозная деятельность неопятидесятников неоднократно получала широкий общественный резонанс в негосударственных средствах массовой информации. Правозащитные организации обращали внимание на участие Д. Подлобков акции «Пост-голодовка», организованной общиной ХПЕ «Новая жизнь» в г. Минске; написание протестных писем в Администрацию Президента Республики Беларусь и в Минский городской исполнительный комитет [6].
В 2007 г. в отношении негобыл составлен протокол об административном правонарушении, которое заключалось в проведении религиозных собраний в жилом помещении, которое не было выведено законным способом из жилого фонда и в связи с этим использовалось не по назначению [7].
Внекультовая религиозная деятельность, направленная распространение религиозно-политических идей неопятидесятничества в Гомельской области, не осталась без внимания органов исполнительной власти. Принимая во внимание, что реализацией религиозных программ по-прежнему занимался Эрлинг Ларсен, получивший известность в религиозном сообществе как «апостол», в 2009 г. отделом по гражданству и миграции ОВД Советского района г. Гомеля было принято решение о его депортациииз страны. Вместе с Э. Ларсеном был депортирован еще один миссионер из Дании — Рольф Берген. Обоим был запрещен въезд в Республику Беларусь сроком на 1 год [8].
Однако депортация датских миссионеров не снизила религиозной активности общины «Живая вера», тем более, что религиозные отношения с ними поддерживались на личном уровне. В 2014 г. Д. Подлобко и Э. Ларсен совершили совместный паломнический тур в Израиль, а в декабре 2015 г. они организовали и провели евангелизационное собрание в г. Чернигове (Украина).
С целью привлечения молодежи община «Живая вера» осуществляет широкую пропагандистскую деятельность в сети Интернет. На «YouTube» функционирует канал «церкви Живая вера», который транслирует религиозные собрания, зарегистрирован аккаунт общины в социальной сети «ВКонтакте». В общине организована работа малых групп, изучается «Альфа-курс», проходят молодежные встречи [9].
Вероучение общины недостаточно полно разработано и представлено эклектично. В нем проявляют себя фрагменты древних христианских вероучительных символов и догматических формул, отсылки к трудам отцов церкви, полемические выпады в адрес православия и др., что свидетельствует об отсутствии у разработчиков религиозно-догматического учения глубокого и всестороннего теологического образования, теологических познаний.
Неопятидесятники стремятся позиционировать себя в обществе в качестве «традиционных христиан», декларируют приверженность Никейскому символу веры, заявляют о признании «божественности Иисуса Христа», триединства «Бога, Иисуса Христа сына Божия, Святого Духа», безошибочности и богодухновенности Библии; проповедуют спасение через «веру в искупительную жертву Иисуса Христа, крещение Святым Духом со знамением говорения на иных языках», веру в «дары святого духа, в церковь, в освящение, в воскрешение умерших, в вознесение на небеса и второе пришествие Христа на землю и в суд». Из религиозных действий они признают «обряды установления — «водное крещение» и «хлебопреломление».
Отдельные постулаты вероучения сформулированы полемически, как противопоставление другим формам христианства, в первую очередь, православию. Из Священного предания признается только то, что не противоречит Священному писанию. К учению отцов церкви («церковных руководителей, живших после апостолов») неопятидесятники относятся крайне избирательно. Они не принимают «крестное знамение», отвергают «крещение младенцев», «иконостасы», «совершение молитвенных действий в отношении святых и Деве Марии», отрицают «наличие у мощей святых особой силы» [10].