Найти тему
Наш край

Из истории возникновения и деятельности Гомельской религиозной общины Христиан полного евангелия «Живая вера»

Оглавление

В конфессиональной структуре Республики Беларусь вид­ное место занимают религиозные общины позднего протестан­тизма, в том числе Христиан полного евангелия (ХПЕ), или не­опятидесятников. Согласно информации Уполномоченного по делам религий и национальностей в Брестской, Гродненской, Витебской областях функционирует по 7 общин, в Могилев­ской — 3, в Гомельской — 15, в Минской — 11, в г. Минске — 9 об­щин [1,с. 32, 37, 113; 2].

Истоки возникновения и становления общин неопятидесят­ников уходят к началу 1990-х гг., когда в Республике Беларусь развернулась масштабная внекультовая деятельность религи­озных миссий из Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и США. Образованные ими филиалы и миссионерские станции позд­нее трансформировались в религиозные общины, со своими уставами, вероучительными положениями, специфическими направлениями культовой и внекультовой религиозной дея­тельности. Неоднородные по национальному и социальному составу, конфессиональному происхождению новообразован­ные общины неопятидесятников испытывали на себе идейное влияние американских и североевропейских идеологов «теоло­гии процветания», «Торонтского благословения» и др. В среде белорусских неопятидесятников нашли отклики проповеди о материальном процветании, христианском сионизме, политиче­ском христианстве, профетизме, христианском правительстве. В целях защиты корпоративных интересов во второй половине 1990-х гг. неопятидесятники создали Республиканское объеди­нение общин ХПЕ.

Изучение неопятидесятничества в Беларуси имеет свою специфику. Учитывая особенности религиозного процесса, об­условленные видоизменением религиозных представлений вследствие трансформации религиозной структуры обще­ства, различного идейного влияния зарубежных богословов на формирование религиозного мировоззрения управленческих элитво избежание рисков неправомерных обобщений и экстра­поляции результатов исследований локальных общин на все движение в целом следует анализировать деятельность каждой религиозной организации общины в отдельности. В этой связи целесообразно исследовать методом полной индукции все 59 общин данного религиозного направления и только затем дать обобщенную и правильную оценку этого явления в позднем про­тестантизме Беларуси.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Автором статьи проделана определенная работа по изучению одной из религиозных общин ХПЕ, расположенной в г. Могиле­ве — общины «Живая Вера», созданной в 1994 г. на основе Мо­гилевского христианского центра [3, с. 72, 73, 87, 88, 112, 113]. С аналогичным названием в 1998 г. была образована религиоз­ная община ХПЕ в г. Гомеле, которая первоначально выступала в качестве дочерней организации, миссионерского филиала Мо­гилевской общины. Основателем Гомельской общины по праву следует считать миссионера из Дании Эрлинга Ларсена, который в 1992-1996 гг. занимался координацией поставок гуманитарной помощи из Дании в Могилевскую область, а затем до 2008 г. ра­ботал по этому направлению в Гомельской области.

В соответствии с требованиями законодательства Республи­ки Беларусь, регулирующего общественные отношения в рели­гиозной сфере, руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь. Поэтому новооб­разованную общину ХПЕ «Живая вера» в г. Гомеле возглавил Дмитрий Подлобко, являвшийся до этого членом общины ХПЕ «Живая вера» в г. Могилеве [4] Факт иностранного влияния на процесс создания общины не артикулирован в официальной истории, размещенной на сайте организации. Также в исто­рии церкви ошибочно указано время религиозного обращения Д. Подлобко (август 1991 г.), хотя на самом деле обращение произошло в 1992 г. на одном из евангелизационных собраний, которые проводили в г. Могилеве миссионеры Роберт Остерман (США), Биргит и Трульс Трульсены (Швеция) [5].

В 1995 г. Д. Подлобко прошел обучение в библейской школе в Дании и после возвращения в Республику Беларусь в 1997 г. был направлен в Гомельскую область, где возглавил создан­ную Эрлингом Ларсеном общину. К 2007 г. численность общины возросла до 100 человек. Были созданы 3 дочерние организа­ции — в г. Буда-Кошелево и в поселках Прибор и Большевик Го­мельской области. В двух последних состояли лица цыганской национальности. Община оказывала им гуманитарную помощь, получаемую из Дании и от общины ХПЕ «Новая жизнь» в г. Мин­ске.

Религиозная деятельность неопятидесятников неоднократ­но получала широкий общественный резонанс в негосудар­ственных средствах массовой информации. Правозащитные организации обращали внимание на участие Д. Подлобков ак­ции «Пост-голодовка», организованной общиной ХПЕ «Новая жизнь» в г. Минске; написание протестных писем в Администра­цию Президента Республики Беларусь и в Минский городской исполнительный комитет [6].

В 2007 г. в отношении негобыл составлен протокол об адми­нистративном правонарушении, которое заключалось в прове­дении религиозных собраний в жилом помещении, которое не было выведено законным способом из жилого фонда и в связи с этим использовалось не по назначению [7].

Внекультовая религиозная деятельность, направленная рас­пространение религиозно-политических идей неопятидесятни­чества в Гомельской области, не осталась без внимания орга­нов исполнительной власти. Принимая во внимание, что реали­зацией религиозных программ по-прежнему занимался Эрлинг Ларсен, получивший известность в религиозном сообществе как «апостол», в 2009 г. отделом по гражданству и миграции ОВД Советского района г. Гомеля было принято решение о его депортациииз страны. Вместе с Э. Ларсеном был депортирован еще один миссионер из Дании — Рольф Берген. Обоим был за­прещен въезд в Республику Беларусь сроком на 1 год [8].

Однако депортация датских миссионеров не снизила рели­гиозной активности общины «Живая вера», тем более, что ре­лигиозные отношения с ними поддерживались на личном уров­не. В 2014 г. Д. Подлобко и Э. Ларсен совершили совместный паломнический тур в Израиль, а в декабре 2015 г. они органи­зовали и провели евангелизационное собрание в г. Чернигове (Украина).

С целью привлечения молодежи община «Живая вера» осу­ществляет широкую пропагандистскую деятельность в сети Интернет. На «YouTube» функционирует канал «церкви Живая вера», который транслирует религиозные собрания, зарегистри­рован аккаунт общины в социальной сети «ВКонтакте». В общи­не организована работа малых групп, изучается «Альфа-курс», проходят молодежные встречи [9].

Вероучение общины недостаточно полно разработано и представлено эклектично. В нем проявляют себя фрагменты древних христианских вероучительных символов и догматиче­ских формул, отсылки к трудам отцов церкви, полемические выпады в адрес православия и др., что свидетельствует об от­сутствии у разработчиков религиозно-догматического учения глубокого и всестороннего теологического образования, теоло­гических познаний.

Неопятидесятники стремятся позиционировать себя в обще­стве в качестве «традиционных христиан», декларируют при­верженность Никейскому символу веры, заявляют о признании «божественности Иисуса Христа», триединства «Бога, Иисуса Христа сына Божия, Святого Духа», безошибочности и богодухновенности Библии; проповедуют спасение через «веру в ис­купительную жертву Иисуса Христа, крещение Святым Духом со знамением говорения на иных языках», веру в «дары святого духа, в церковь, в освящение, в воскрешение умерших, в воз­несение на небеса и второе пришествие Христа на землю и в суд». Из религиозных действий они признают «обряды установ­ления — «водное крещение» и «хлебопреломление».

Отдельные постулаты вероучения сформулированы по­лемически, как противопоставление другим формам христи­анства, в первую очередь, православию. Из Священного пре­дания признается только то, что не противоречит Священному писанию. К учению отцов церкви («церковных руководителей, живших после апостолов») неопятидесятники относятся край­не избирательно. Они не принимают «крестное знамение», от­вергают «крещение младенцев», «иконостасы», «совершение молитвенных действий в отношении святых и Деве Марии», от­рицают «наличие у мощей святых особой силы» [10].

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.