Гитхорн отличается от других мест, описанных на этом канале. Это не город, это деревня. Здесь нет исторических памятников, хотя селение основано ещё в XIII в. Здесь нет внушительных архитектурных сооружений - грунты не те, вернее, грунт в обычном понимании здесь просто отсутствует. Но сюда едет много туристов из больших городов, чтобы отдохнуть от городского шума и суеты и возвратиться к истокам, к той жизни, которую люди вели до изобретения рельсов и асфальта.
По летописям Гитхорн был основан около 1230 г. флагеллантами. Это была средневековая христианская секта, приверженцы которой бичевали себя, считая, что такое умерщвление плоти угодно Господу.
Даже по меркам жёсткого XIII в. зрелище было маловысокохудожественное и из больших городов флагеллантов, видимо, гоняли. Они поселились в самом гиблом месте, на торфяном болоте вдали от людей.
Но по мере заселения округи выяснилось, что это место имеет большое хозяйственное значение. В безлесной Голландии основным топливом был торф, и вокруг болота появилось большое количество ферм, занимавшихся в первую очередь его добычей.
Выглядело это примерно вот так:
Верхний слой почвы снимался, из образовавшихся канав размягчённый водой торф сгребался сетками, высушивался и формовался в брикеты.
Канавы постепенно превращались в каналы, на месте пересечения каналов образовывались озёра, и теперь на картах обозначено даже Гитхорнское море - водоём километров 10 в длину и больше километра в ширину.
При торфоразработках из земли выкопали большое количество козьих рогов. Видимо, когда-то большое стадо коз было здесь застигнуто наводнением. Это дало название деревне: "Гитхорн" в переводе с голландского - "Козий рог".
После появления электричества, нефти и газа разработки торфа постепенно сошли на нет, но каналы и озёра остались и стали ценным туристским ресурсом. Гитхорн теперь претендует на звание "Голландской Венеции". Правда, Амстердам и Брюгге пытаются это звание у Гитхорна оспорить. Но, во-первых, по количеству мостов на душу населения Гитхорн безусловно их опережает - 176 мостов и мостиков на 2600 жителей. Во-вторых, как и в настоящей Венеции, единственным средством коммуникации в Гитхорне являются каналы, улиц там нет.
А дворы там выглядят вот так:
Так что имейте в виду - на машине вы в Гитхорн не заедете. Её придется оставить на окраине, а дальше идти пешком или, что лучше, нанять плоскодонную лодку - пунтер.
Можно управлять просто шестом - все каналы неглубокие, можно взять лодку с мотором. Моторы бесшумные, сами гитхорнцы говорят, что у них в деревне нет звуков громче утиного кряка.
Только имейте в виду, что в высокий сезон гитхорнские каналы могут выглядеть примерно вот так:
Местные власти говорят, что за год сюда приезжает до 200 000 туристов, главным образом из Китая.
Преодолев нешуточный конкурс, Гитхорн наряду с европейскими столицами пробился на игровое поле международного варианта "Монополии", где вместо предприятий выступают города. По слухам, это произошло благодаря многочисленным китайским голосам.
Разумеется, по Гитхорну можно гулять и пешком - 176 мостов не зря поставлены. Недавно местные власти, уступая напору туристов, проложили даже велодорожку, но по ней вы не сможете увидеть всё.
Главное достоинство Гитхорна - не какие-то отдельные достопримечательности, к которым стекаются туристы, а общая атмосфера, идиллическая и романтическая.
Сюда можно приехать даже зимой, когда проблема передвижения по деревне частично снимается.
Сразу вспоминаются «Серебряные коньки» Мэри Мейпс Додж - книга, которую рекомендую прочитать всем, кто собирается в Нидерланды. Хотя на большей части страны каналы теперь, увы, не замерзают. Не уверен, что и в Гитхорне такое можно увидеть каждую зиму.
После суматошного Амстердама, даже после более спокойных Гааги и Лейдена Гитхорн кажется волшебной сказкой, где царят тишина и покой.
Спасибо, что дочитали до конца.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.