Явление, мягко говоря, неприятное. Но положа руку на сердце признаем: в лучшем случае процентов 15 от общей массы автовладельцев регулярно осматривают магистрали тормозной системы. Да и не только магистрали. Сегодня разберём, из чего же состоит типичная схема тормозов легковушки и сможет ли машина затормозить, если где-то образуется "дыра". И для начала, чуть-чуть теории.
Как устроены тормоза?
Принципиально, простейшая (и обязательная) схема состоит из следующих элементов:
- Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ, "вакуумник"). Это то, куда уходит шток, соединённый непосредственно с педалью. Как видно из названия, предназначение этого узла - усиливать давление ноги для передачи его тормозной жидкости. Визуально определяется как две большие железные тарелки, "приклеенные" друг к другу зеркально. Для понимания его роли, сядьте в незаведённую машину и понажимайте тормоз. Только не вздумайте для продолжения эксперимента поехать под горку, если представится такая возможность: уехать можно дальше, чем планировали... :)
- Главный тормозной цилиндр (ГТЦ). Принимает эстафету перемещения штока от вакуумного усилителя (уже многократно увеличенное) и передаёт его тормозной жидкости. Расположен аккурат сразу после ВУТ, опознать его можно по бачку, который к нему крепится.
- Тормозные трубки. Выполнены из металла и разбегаются от ГТЦ уже к исполнительным механизмам.
- Исполнительные механизмы, дисковые или барабанные [1]. Какие именно, нам сейчас не важно, тем более, это уже обсуждали. Также, опустим всякие усложнения в виде АБС [2], сегодня она нам тоже неинтересна.
Что за "контуры" на картинке выше?
Подходим к сути сегодняшнего вопроса. Когда трава была зеленее а машины надёжнее, тормозами сильно не заморачивались: грубо говоря, была лишь одна общая магистраль тормозной жидкости на все колёса. Собственно, это и называется "контуром" - путь от ГТЦ до тормозных механизмов. Очевидно, что если где-то образовывалась пробоина, то давление во всей системе резко падало и тормозить приходилось, что называется, как получится. Не самый весёлый расклад, согласитесь.
А потом придумали двухконтурную схему. И на иллюстрации выше отчётливо видно, что приводы раздельны: либо для передних/задних колёс (осевая схема), либо для переднего левого и заднего правого/переднего правого и заднего левого (диагональная схема, встречается намного чаще). То есть, при выходе из строя одного контура, второй способен затормозить машину.
То есть, с двухконтурной системой можно ничего не бояться?
Увы, "бояться" всё же стоит. Точнее, нужно просто знать, что даже самая современная тормозная система с двумя контурами при разгерметизации в любом месте любого контура значительно теряет эффективность. Связано это с тем, что как ни крути, гидропривод тормозов абсолютно герметичен, и любая "щель" снижает давление в системе. Повторюсь: тормоза не пропадут полностью, но педаль придётся "качать" в процессе замедления. И успеете ли остановиться заблаговременно - вопрос... А посему, на автомобилях старше 10 лет (а на отечественных - старше 5) настоятельно рекомендую хотя бы раз в полгода осматривать тормозные трубки на предмет коррозии и тормозные шланги на предмет трещин и вздутий.
А тех, кому интересно посмотреть на те самые сгнившие тормозные трубки, приглашаю к просмотру небольшого видеоролика, где автор их менял на своём стареньком СААБ 9000.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем эффективных тормозов и герметичных контуров!
Рекомендую:
[1]В чем отличия дисковых и барабанных тормозов?
[2]Подробно про АБС: помощник или вредитель?
P.S.: Спасибо за лайки и подписку!
Данная статья публикуется мной исключительно на канале OVER 9000 Яндекс.Дзен.