Бывший в свое время главнокомандующим силами США в Тихом океане, затем служивший директором Национальной разведки США, а в настоящее время являющийся председателем совета директоров «Фридом Хаус» и членом стратегической консультативной группы по космосу фирмы Локхид Мартин, адмирал Деннис Блэр (Dennis C. Blair) подробно изложил свои взгляды на уязвимость американских спутниковых систем раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении. Так, он считает закономерным, что в последние годы миллиарды долларов были направлены на модернизацию ядерной триады — трех систем вооружений, которые обеспечивают потенциал ответного удара в целях сдерживания противников от ядерного нападения на Соединенные Штаты. Тем не менее, сдерживание зависит не только от модернизированной триады, но и от жизнеспособных систем, позволяющих лицам, принимающим решения, понять природу ядерного нападения, командовать собственными ядерными силами и контролировать ответные меры.
Несколько дней назад директор Национальной разведки Дэн Коутс заявил о том, что Россия и Китай будут продолжать использовать весь спектр противоспутникового оружия в качестве средства снижения военной эффективности США и общей безопасности. Как считает Коутс, без надежных и безопасных систем наблюдения и связи лидеры США могут оказаться хорошо вооруженными, но слепыми и немыми. Слабость же национальных космических систем наблюдения и связи подрывает весь потенциал сдерживания. Стратегически уязвимые системы Соединенных Штатов — это коммуникационная сеть, в основном космическая, которая соединяет в единое целое ядерное оружие, датчики и связанные с ними системы, с президентом и его командой по национальной безопасности. Сеть должна быть модернизирована и усилена в ближайшее время для поддержания надежного сдерживания против России и Китая. По мере усиления соперничества между Соединенными Штатами и этими странами, когда одна из них возмущена потерей прошлого престижа сверхдержавы, а другая привержена его приобретению, Соединенные Штаты нуждаются в ядерном сдерживании, все компоненты которого являются сильными и устойчивыми. Когда почти 40 лет назад холодная война закончилась, Соединенные Штаты резко сократили свой стратегический арсенал. Кроме того, была ликвидирована значительная часть избыточности и отказоустойчивости вспомогательных компонентов ядерного потенциала страны. Со временем эта политика оставила Соединенные Штаты с хрупкой космической архитектурой ядерного сдерживания. Одним из примеров которого является политика обеспечения замены спутников как раз вовремя, чтобы уложиться в прогнозируемые сроки отказа космических аппаратов, в результате чего наши спутниковые созвездия становятся уязвимыми для одного сбоя при запуске или начале военных действий.
Как считает Блэр, отрадно то, что прошлой осенью Министерство обороны решило значительно ускорить работу по модернизации спутниковой системы, предназначенной для обнаружения запуска баллистических ракет, получившей название программы следующего поколения в области инфракрасного излучения. Спутниковая система следующего поколения OPIR Block 0 будет гораздо более жизнеспособной, чем ее предшественница, нынешняя космическая инфракрасная система. Она будет способна выживать и предоставлять важную информацию американским директивным органам в кризисных и конфликтных ситуациях, в условиях, когда против нее будут задействованы как китайские, так и российские противоспутниковые системы оружия, а также в тех случаях, когда региональные державы будут угрожать применением ядерного оружия. Однако не менее важное значение для ядерного сдерживания имеет жизнеспособная система связи, позволяющая национальным лидерам получать сенсорную информацию, консультироваться друг с другом и отдавать приказы собственным ядерным системам. Оборонное ведомство пока не акцентировало внимание на необходимости ускорения другого ключевого элемента — «Развитой стратегической системы SATCOM» (Evolved Strategic SATCOM system — ESS). ESS, являющаяся, фактически, заменой усовершенствованной высокочастотной системы (Advanced Extremely High Frequency system), используемой для защиты военных спутниковых систем связи, находящихся в настоящее время на орбите, планируется ввести в эксплуатацию не ранее 2030 года.
По мнению Блэра, даже при модернизации всех трех ветвей триады и ускорения разработки элементов системы предупреждения о ракетном пуске, но без модернизации столь же важного элемента как защищенная связь, в политике сдерживания остается «зияющая уязвимость». В последнее время, указывает Блэр, обсуждается вопрос об отмене требования об усилении элементов системы стратегического космического наблюдения и связи США в целях повышения конкуренции и снижения затрат. Выдвигаются аргументы о том, что, поскольку Китай и Россия разрабатывают неядерное, противокосмическое оружие, они вряд ли будут использовать ядерные детонации в космосе для ослепления и оглушения американских систем. На самом деле же, русские, китайцы и другие ядерные государства, такие как Северная Корея, предпочтут не использовать весь спектр противоспутниковых возможностей, от лазеров и операций по сближению до ядерных детонаций в космосе, только если американские системы будут устойчивы к их воздействию.
Кроме того, благодаря увеличению государственных инвестиций в помехоустойчивость спутниковых систем за последние несколько лет промышленность более чем способна обеспечить устойчивую стратегическую космическую связь по разумным ценам. Предельная стоимость упрочнения космического аппарата от ядерного воздействия составляет всего около одного процента от его стоимости. Продолжение упрочнения стратегических уязвимых космических активов США является как разумным, так и недорогим страховым полисом. OPIR и ESS следующего поколения должны быть доступными для коммуникации, устойчивыми к вражескому воздействию и во время развернуты на орбитах для обеспечения безопасности на Земле и в космическом пространстве. Сдерживание ядерного нападения — это обеспечение выживания нации — зависит от способности национальных директивных органов обеспечивать раннее предупреждение и знание о возможных ракетных ударах, а национальных руководителей и оперативных командиров от способности контролировать и поддерживать связь в условиях боевых действий.
Индустрия США готова обеспечить системы, способные эффективно действовать на все уровни конфликта и против всех потенциальных противников. Этот подход должен быть применен ко всем стратегическим районам и находящихся в них активах, иначе США будут подвержены критическому нападению на самое слабое звено. Само же существование этой уязвимости подрывает политику сдерживания. Это не риск, на который стоит идти — все, что нужно, это решение правительства США о создании устойчивых стратегических систем и лучше раньше, чем позже.