Найти тему
Станислав Логунов

Руководители как школьники. Часть 3. Троечники

С троечниками – ситуация несколько сложнее, чем с остальными. Они тоже могут быть успешными начальниками, но при этом им свойственно наибольшее количество слабостей, которые необходимо знать и учитывать тем, кто с ними взаимодействует.

Со школьных лет троечнику сопутствует нестабильность. Он все время находится в серой зоне между двоечниками и хорошистами, не принадлежа ни к одной из групп. Он постоянно стремится стать хорошистом (будь иначе – опустился бы до двоек, это дело нехитрое), но не добивается этого, и постепенно у него вырабатывается к ним смешанное отношение: уважение и презрение одновременно.

Если троечник становится руководителем, а это случается нередко, поскольку способности к управлению никак не связаны с академической успеваемостью, его комплексы вылезают наружу и начинают влиять на работу.

Для этого типа начальников характерна неуверенность в собственных решениях, причем, зачастую, самых мелких и незначительных. Большие решения они легко принимают сами, чтобы доказать себе свою состоятельность, а для маленьких склонны созывать совещания, проводить исследования, которые могут в итоге обходиться дороже, чем последствия ошибки. Хуже того, подобное поведение, если оно становится заметным, ставит под угрозу авторитет лидера. Если вам неудержимо хочется посоветоваться с подчиненными, спросите себя, а стоит ли вопрос того?

Смежная проблема – желание получить подтверждение от «авторитетных» источников, дипломированных профессионалов. Безусловно, о медицинских проблемах надо говорить с настоящим врачом. Но спросите себя: а сами-то вы работаете именно на той должности, на которую учились? И если нет (а скорее всего – нет), то как это сказывается на качестве вашей работы и не будет ли достаточно вам почитать книги, добавив компетенций, вместо того, чтобы получать еще один диплом?

Еще большее уважение они испытывают к наукообразной лексике и ученым степеням – это то, чего они никогда не смогут достичь, по крайней мере, своим трудом. Поскольку они видят научный мир только со стороны, то не отдают себе отчета в истинной цене разного рода профессоров кислых щей и академиков Незримого Университета и очень ценят их мнение.

При этом к мнению своих собственных подчиненных такие начальники относятся скорее с недоверием. Это вполне логично – если подсознательно они считают себя недостойными достигнутого успеха, то что говорить о сотрудниках, которые им, недостойным, подчиняются?

Отсюда – частое приглашение внешних экспертов и предпочтение их мнений в спорных вопросах. Если вы не доверяете собственным сотрудникам, то спросите себя: если они не заслуживают доверия, то зачем вы их держите? А если заслуживают – зачем вы тратите ресурсы, постоянно их перепроверяя?

Еще один важный момент: сомневаясь в ценности собственных достижений, которые в реальности могут быть очень значительными, лидеры-троечники очень ценят похвалу, а значит – падки на умно построенную лесть, даже если вслух это отрицают. Если комплименты вашей работе доставляют повышенную радость – это повод насторожиться.

Все описанные слабости руководителю-троечнику несложно заметить самостоятельно и нивелировать их последствия. Для этого достаточно заниматься самоанализом и сохранять не только внешнее, но и внутреннее самоуважение. Потому что кто будет уважать человека, который сам себя не уважает?

Другие материалы по теме:

Часть 1. Отличники

Часть 2. Хорошисты

Часть 4. Двоечники