Найти тему
Жизнь в движении

Почему погибла Хиджазская железная дорога на Ближнем Востоке?

Продолжаю рассказ про один из наиболее масштабных инфраструктурных проектов на Ближнем Востоке в первой половине XX веке, который был реализован за 8 лет, но просуществовал всего 12 лет. Речь пойдет о Хиджазской железной дороге, которая должна была соединить Стамбул и Мекку.

Это был последний глобальный проект Османской империи на закате своего исторического существования.

El Kasr station 1908 www.iwm.org.uk
El Kasr station 1908 www.iwm.org.uk

Несмотря на огромные размеры Османской империи, основные города не имели связи между собой и путь из Стамбула в Медину, или из Дамаска в Мекку мог занимать до 40 дней.

Но кроме этого, на путешественников и паломников постоянно нападали банды бедуинов из числа местных жителей, обитавших в пустынях.

Султан Абдулхамид II в 1900 году принял стратегическое решение построить узкоколейную дорогу, которая связала Дамаск и Мекку, тем самым решив разом несколько стратегических задач, не только связанных с упрощением маршрута паломников, но и оживление торговли, а также ускорение переброски армии на южные рубежи империи.

Иордания. Маан 1908 www.iwm.org.uk
Иордания. Маан 1908 www.iwm.org.uk

Финансирование строительства осуществлялось из специально созданного султаном фонда, пожертвования в который осуществлялись мусульманами со всего мира.

Если посмотреть внимательно на рельсы, то можно увидеть, что они были произведены в США в 1901-1904 году

Производитель рельсов из США Cockerill 1901
Производитель рельсов из США Cockerill 1901
Производитель рельсов из США Cockerill 1901
Производитель рельсов из США Cockerill 1901

Разные годы производства и разные компании, но факт остается фактом - их доставляли морским транспортом для строительства этой дороги.

Рельсы из Maryland, USA 1904
Рельсы из Maryland, USA 1904

Стоимость работ составила от 3,5 до 4 млн. османских лир в ценах 1901 - 1908 годов, а на возведении дороги было задействовано более 5 000 османских рабочих и солдат.

1908 www.iwm.org.uk
1908 www.iwm.org.uk

От Стамбула до Дамаска дорога существовала и раньше, а здесь предстояло проложить дорогу от Дамаска до Медины, протяженностью 1464 км с шириной колеи на всем протяжении 1050 мм (узкая колея).

Дорога прошла по территории современной Турции, Сирии, Ливана, Иордании, Палестины и Израиля, Саудовской Аравии.

Схема Хиджазской железной дороги в Османской империи до 1920 года
Схема Хиджазской железной дороги в Османской империи до 1920 года

Уже после завершения строительства участка Дамаск - Медина, турки начали строить стратегическое ответвление дороги от Дейры (Сирия) вдоль рек Ярмука и Иордана на Хайфу, Иерусалим и далее на юг в Египет, но об этой части дороги я расскажу в следующей статье.

-9

Упомяну только, что участок Дейра - Эль - Кусаама достраивался турками во время Первой Мировой войны, потому что Египет был под контролем Британии, а это значить Антанта на этом рубеже представляла серьезную угрозу туркам.

www.iwm.org.uk
www.iwm.org.uk

Для защиты дороги от нападения бедуинов, каждые 20-25 километров были построены станции с водными резервуарами для пополнения воды в паровозах.

Станция Al Qatrana
Станция Al Qatrana

Сами станции представляли собой хорошо укрепленные крепости - гарнизоны в которых могли размещаться турецкие солдаты.

Водяной резервуар и тележки вагонов на станции Al Qatrana
Водяной резервуар и тележки вагонов на станции Al Qatrana

Был еще один момент, что хашемитские эмиры, хотя и были под протекцией Османской империи, тем не менее вели свою "отдельную игру", нацеленную на усилении автономии от Османской империи и после начала Первой Мировой войны они выступили на стороне Британии, помогая атаковать турецкую железную дорогу и поезда с солдатами.

Наиболее сохранившиеся, а также действующие участки дороги сегодня можно встретить только в Сирии и Иордании.

Станция Al Qatrana
Станция Al Qatrana

Движение между Стамбулом и Мединой было открыто в 1908 году и пассажиропоток к 1913-1914 году составлял до 300 тысяч человек в год. Колоссальная цифра для того времени и в основном это были паломники и военные турецкой армии.

1908 год, интерьер пассажирского вагона на Хиджазской дороге
1908 год, интерьер пассажирского вагона на Хиджазской дороге

В предыдущей статье я уже показывал интерьеры турецких вагонов вековой давности, из ретро-поезда стоящего на станции Вади Рам:

Забытая железнодорожная станция в пустыне на Ближнем Востоке?

Движение по Хиджазской дороге продолжалось до 1917 года, пока не пала Османская империя, а к 1920 году её участки южнее Манна были почти полностью разрушены набегами арабских легионов.

Станция на Хиджазской дороге
Станция на Хиджазской дороге

Руководил этими набегами не кто иной, как британский разведчик Лоуренс Аравийский. В результате этих атак Османская империя была парализована на юге и не смогла перебрасывать войска на территорию Хиджаза.

Здание вокзала Al Qatrana
Здание вокзала Al Qatrana

После распада Османской империи и перехода контроля над территорией Османской империи под Британский и Французский протекторат, предпринимались попытки восстановить инфраструктуру дороги, но они не увенчались успехами.

Хотя, если быть до конца последовательным - движение восстановили, но на отдельных участках. И даже завезли американские локомотивы.

Но вот сквозного сообщения между Стамбулом - Дамаском и Мединой больше не существовало. Четыре государства не смогли восстановить разорванную и разрушенную инфраструктуру.

Фото остатков дороги в Саудовской Аравии. Фото Amusingplanet.com
Фото остатков дороги в Саудовской Аравии. Фото Amusingplanet.com

И даже спустя сто лет, наиболее аутентичные и заброшенные участки дороги можно по-прежнему найти, но только в пустынях на территории Саудовской Аравии, где туристический поток совсем отсутствует.

redbubble.net
redbubble.net

Там и полотно, вырванное из песка и ржавеющие среди дюн паровозы...

Остатки дороги в Саудовской Аравии. Фото http://dergachev.ru/
Остатки дороги в Саудовской Аравии. Фото http://dergachev.ru/

После образования Саудовской Аравии, Иордании, Сирии и раздела Израиля и Палестины, действующий участок дороги оставался в Сирии и Иордании. До недавнего времени даже ходил ретро-поезд из Стамбула в Дамаск и далее до Аммана.

Al Qatrana
Al Qatrana

Позднее, в середине 1970-х годов от Манна был построен участок Манн-Акаба до портового города на берегу Красного моря и по-нему осуществлялось периодическое грузовое движение поездов с фосфатами.

Внутри вокзала
Внутри вокзала

Между Амманом и Манном, движения нет уже много десятилетий, но рельсы по - прежнему лежат, а на некоторых станциях, как на той же Al Qatrana стоят даже старые турецкие и европеские вагоны, возрастом более 100 лет.

Старые турецкие вагоны 1908-1920 годов
Старые турецкие вагоны 1908-1920 годов

Если внимательно присмотреться к маркировке, то можно прочесть, что деревянный вагон выпущен в Бельгии в 1912 году.

Вагон Societe Anonyme Nouvelle Belgique 1912
Вагон Societe Anonyme Nouvelle Belgique 1912

Но встречаются и более поздние вагоны, например, цистерна японской компании Nippon 1959 года выпуска.

Цистерна Nippon 1959 года
Цистерна Nippon 1959 года
-25

После начала гражданской войны в Сирии в 2012 году, движение между Амманом и Дамаском окончательно прекратилось и последний действующий участок закрылся.

-26

Есть ли будущее у этой дороги? Скорее всего нет. Она не нужна ни Сирии, ни Иордании, ни тем более Саудовской Аравии.

Паломники уже много десятилетий добираются в Мекку авиацией, да и Саудовская Аравия крайне закрытая страна даже для своих соседей.

-27

О железной дороге, которая перешла уже в разряд преданий и легенд, помнят разве, что старожилы, да пытливые путешественники, которые хотят прикоснуться к истории.

-28

А для любителей истории железнодорожного транспорта, в Аммане есть большой музей на месте старого вокзала. Если поискать отчеты, то выяснятся, что там сохранилась большая коллекция вагонов и даже паровозов.

Ну а тем, кто музей не любит - можете проехать вдоль трассы Амман - Манн - Акаба и посетить там десятки заброшенных станций. Столетние вагоны и рельсы будут вам обеспечены.

А почему все сохранилось в таком состоянии? Климат и не очень большое количество туристов в этой арабской стране, да и сложность доступа к таким объектам - требуется аренда автомобиля.

-29

В следующий раз я расскажу вам о Хиджазской дороге на территории Израиля и Палестины, турецких вагонах, запертых на нейтральной полосе, разрушенных евреями в 1946 году мостах через Иордан и Ярмук....

Другие мои статьи о Ближнем Востоке:

Куда попадают и как доживают старые грузовики из Европы?
Что почем? Цены на еду в Израиля, которые вас удивят!
Куда попадают и как доживают старые внедорожники из Японии?

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Подписаться на канал можно здесь

Также у меня есть канал в instagram и youtube.com