Автор текста – Арина Хализова.
Новый фильм Крейга Уилльяма Макнейлла, премьера которого состоялась на фестивале Sundance еще в январе прошлого года, вышел на российские экраны с опозданием на год. В главных ролях – звезда независимого кино Хлоя Севиньи и Кристен Стюарт, которой со времён фильма «Говори» с поразительным постоянством везёт на роли замкнутых, угнетённых женщин. Имя Лиззи Борден, ставшее в Америке нарицательным, российскому зрителю почти незнакомо. Вероятно, именно поэтому в российский вариант названия (в оригинале - «Lizzie») было добавлено слово «месть», которое на корню губит и без того хлипкую интригу фильма.
Лиззи Борден стал известна в связи с громким убийством её отца и мачехи: 4 августа 1892 года девушка обнаружила в доме их изуродованные трупы. Несмотря на то, что большая часть улик указывала на виновность Лиззи, девушка была оправдана. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что мужчины-присяжные просто не могли поверить в то, что такое жестокое убийство могло быть совершено девушкой, известной своим благочестием и порядочностью. Дело так и не было раскрыто, а в Штатах до сих пор существует «Общество друзей Лиззи Борден», члены которого занимаются распространением информации о невиновности Лиззи. Имя Лиззи многократно упоминалось в музыке, литературе и кинематографе, а в 2014 году вышел телевизионный фильм «Лиззи Борден взяла топор» с Кристиной Риччи в главной роли.
«Месть Лизи Борден» открывается эффектно: дом оглашается криками главной героини, обнаружившей на диване в гостиной своего зарубленного отца. Далее действие переносится на 6 месяцев назад, в день приезда в дом семьи Борден новой служанки Бриджет Салливан. Бриджет – замкнутая в себе, неграмотная, робкая девушка, вынужденная терпеть приставания со стороны хозяина дома, Эндрю Бордена. Впрочем, от богатого деспота страдает не только служанка: Лиззи и её сестра Эмма живут под постоянным давлением властного отца. Однажды в приступе ярости тот даже отрубает головы любимым голубям Лиззи, несмотря на мольбы дочери. А когда он передает права на наследство и опекунство над дочерями своему родственнику Джону Морсу, над девушками нависает угроза остаться без копейки в полной зависимости от корыстного дяди.
Единственной родной душой для Лиззи становится Бриджет: только служанка, будучи такой же угнетенной и одинокой, может понять её. Постепенно Лиззи берёт девушку под свою опеку. Она учит её читать, пытается защитить от домогательств отца, искренне сочувствует ей, когда девушка получает известие о смерти матери, а позднее склоняет её к мысли об убийстве. Со временем эта привязанность перерастает в романтические отношения. По сути, Лиззи в какой-то степени унаследовала от отца властность и даже жестокость по отношению к другим людям. Подобно тому, как Эндрю подчиняет себе всех домочадцев, так и Лиззи в определённый момент начинает манипулировать Бриджет, пусть даже искренне желая своей тайной возлюбленной лучшей участи.
Русский зритель не может не заметить в фильме большое количество, возможно, случайной достоевщины: окровавленный топор в руках убийцы, страдающая от приступов эпилепсии главная героиня, наконец, образ деспотичного отца и, как следствие, отцеубийство. И раз уж зритель наблюдает за тем, как Лиззи Борден, подобно Раскольникову, готовится к убийству, значит, в финале фильма должно произойти нечто такое, что заставит нас испытать катарсис. Но, к сожалению, не происходит, несмотря на то, что Хлоя Севиньи очень старалась воплотить трагический образ Лиззи на экране как можно ярче, ведь актриса давно горела этим проектом и в итоге даже выступила одним из продюсеров картины. Виной тому чрезмерная пестрота затрагиваемых в картине тем, ни одна из которых не раскрыта до конца: здесь и борьба женщин за свои права, и вечный конфликт отцов и детей, и запретная любовь, которая в конечном итоге переходит в историю о том, как одна из девушек смогла разрешить себе кровь по совести, а вторая – нет.
«Месть Лиззи Борден» ̶ это качественно сделанная, визуально привлекательная история, которая радует глаз и манит, но едва ли оставляет после себя пищу для ума.