Мы, как журналисты, знаем, что значит слово «азарт», а самое главное – мы знаем его химическое воплощение – гормон дофамин. Этот гормон выделятся в особо острые моменты, когда ты приблизился к развязке интересующей тебя темы. Эта же химия задерживает в кресле игроков в казино, пока они ни потратят все деньги или пока ни сорвут джекпот.
Так вот, дофамин у нас начал вырабатываться в голове, когда мы, находясь в Генуе по приглашению президента совета Лигурии Алессандро Пьяна, не могли не изучить вопрос с рухнувшим мостом. И по мере углубления в тему химия начинала действовать все сильнее…
Что за мост такой?
Напомним, Генуэзский мост, носивший название Моранди – по имени его архитектора, спроектировавшего этот мост в 60-е годы прошлого века, – рухнул 14 августа 2018 года. Жертвами катастрофы стали 43 человека. Обрушение 200 метрового пролета моста, соединяющего Италию и Францию, произошло в дождливый полдень, когда на мосту было непривычно мало машин.
Мы прибыли на место трагедии, чтобы своими глазами увидеть мост Моранди и, признаться, мы не были готовы к этому зрелищу. Огромная четырехполосная дорожная конструкция, находящаяся на относительно тонких опорах высотой 50 м, буквально парит над обычным торгово-промышленным районом, в котором размещаются гипермаркеты типа «Икеи», салон итальянских грузовиков «Ивеко», спортивный магазин «Декатлон», складские комплексы и даже жилые дома, фасады которых буквально упираются в оставшиеся опоры моста.
В реальности это еще ужаснее
Сейчас это место безлюдно. Подъезды к мосту перекрыты полицией, карабинерами и итальянскими военными. Нас, как мы ни просили, не подпустили к работам техники, разбирающей груды железобетона. Над широким, метров в 80, бетонным каналом, заросшим травой – дыра – здесь еще два месяца назад стоял на опоре пролет платного моста Моранди. Точнее, мост был частью платной трассы А10, соединяющей Италию и Францию, морской порт Генуя и весь итальянский «сапог». Сейчас моста нет – и все идет не так. Километровые пробки на объездных путях, сбой в логистике торгового порта «Генуя», сдвинутые по времени занятия в школах (утренний трафик просто исключает возможность успевать на утренние занятия).
Первым делом мы задаем вопрос о мосте президенту совета Лигурии Алессандро Пьяна. Он, как никто другой, заинтересован в объективных выводах расследования о причинах катастрофы. Оказывается по мосту в год проезжало 24 млн машин! Это действительно была артерия. Место, конечно, для нее выбрали не лучшее – над головами людей на высоте двух девятиэтажных домов. Так решился вопрос с исполосованным холмами и береговой линией рельефом Генуи. Красивейший город и парящий в небе мост – эмоции зашкалят у любого туриста.
Сейчас идут переговоры по скорейшему решению сложившейся проблемы, потому что все стороны терпят миллионные экономические убытки из-за отсутствия привычного транспортного сообщения. – Говорит президент совета Лигурии. – Транспортную систему Лигурии уже невозможно представить без построек подобного рода. Я очень надеюсь, и есть основания полагать, что в течение года будет воздвигнут мост красивее и эффективнее прежнего.
Ловлю себя на мысли: «неужели он будет на такой же запредельной высоте?!». Ответ на этот внутренний вопрос пришел сразу же, как только мы увидели мост вживую. С одной стороны тоннель в скале, с другой – громадная развязка тоже практически на уровне вершины горы. По-другому уже никак не получится. Весь этот участок трассы А10 проектировался как бы в воздухе, в прямом смысле над головами людей и крышами домов. Под мостом проходят несколько железнодорожных путей, и несколько автомобильных дорог. Итальянцы, как лучшие дорожники в мире, не могли сделать проще, тогда было бы неинтересно.
Второй человек, к кому мы обратились за комментарием по поводу ситуации с мостом, – заместитель министра транспорта Эдоардо Рикси. Он нам объяснил, что Генуя является основным европейским логистическим коридором, соединяющим северные моря со Средиземноморьем. А первым делом транспортный коллапс, порожденный обрушением главной генуэзской дороги, спутал карты горожанам, для которых мост Моранди был единственным путем на работу. Основную задачу государства, помимо строительства нового моста, заместитель министра транспорта видит в ручном управлении бюрократическими процедурами, связанными с демонтажом и строительством.
Правительство выработало и уже продвигает проект декрета о мерах по ликвидации последствия обрушения моста. – Говорит Эдуардо Дикси. – Декрет главным образом призван сократить время некоторых бюрократических нормативов по реконструкции моста. Потому что в Италии ¾ времени занимает не реконструкция и строительство, а бюрократия. И именно эти бюрократические моменты мы хотим упростить.
Он также подчеркивает важность трассы А10, потому что по ней в Европу проходит около половины всего товарооборота. А порт Генуя приносит казне Италии 5 млрд евро налогами в год. Поэтому государство делает все возможное для скорейшей реконструкции моста Моранди.
Понятно, что чиновники мыслят глобально, категориями «логистический коридор», «миллионные издержки», «ликвидация последствий обрушения». Человеческая трагедия, сходя с новостных полос, остается только в семьях погибших и пострадавших. Нужны комментарии простых людей, от которых глобальные категории далеки.
Продолжение расследования, шокирующие результаты опроса на улицах Генуи и выводы – читайте во второй части.
Спасибо, что прочли!
Подпишитесь, пожалуйста, на наш канал, дальше будет вообще хорошо!