Считается, что фэнтези как жанр ведёт отсчёт с 21 сентября 1937 года, когда впервые была опубликована книга Дж. Р. Р. Толкина "Хоббит, или Туда и обратно". В то время подобные произведения назывались "волшебными сказками" ("fairy tales"), хотя уже мелькал термин "fantasy fiction" - "фантастическая проза", относившийся к таинственным историям Эдгара По, Оскара Уайльда и других авторов XIX-начала XX века.
В наши дни мы отличаем фэнтези от мистических или фольклорных произведений и от научной фантастики по главному признаку: наличие своего мира. Это может быть не только другая вселенная (как Фаэрун или Плоский мир), но и альтернативная реальность, похожая на нашу, далёкое прошлое или далёкое будущее, и тем не менее, мы всегда чётко понимаем: это другой мир, где всё иначе. А читатели, к примеру, артуровского цикла рыцарских романов (XII-XIII в), были твёрдо уверены: все эти чудеса произошли где-то в нашем мире, но или очень давно, или очень далеко, или с очень особенными людьми.
Разумеется, переход от "волшебных сказок" к фэнтези случился не в одночасье, и многие произведения были созданы на стыке жанров.
1. Лорд (Эдвард) Дансейни, Боги Пеганы (1905)
Если "Дочь короля эльфландии" этого же автора - по сути сказка, вдохновленная фольклором, то "Боги Пеганы" - небольшая по форме, но масштабная по замыслу попытка создать целую мифологию. В коротких рассказах нет характерных для фэнтези-жанра приключений и героев, это именно "Мифы и легенды...", сакральный текст, написанный одним человеком.
2. Кеннет Грэм, "Ветер в ивах" (1908)
В этой доброй волшебной сказке английский юмор в стиле Джерома и Вудхауса соседствует с любовью к природе и к обитателям английской провинциальной "кантри-сайд". Вроде бы простая детская книжка, "Ветер в ивах" оказала огромное влияние на современную культуру - от Терри Пратчетта до "Пинк Флойд".
3. Уильям Моррис, "Лес за гранью мира" (1894)
Чудесная история про заколдованный лес, написанная архаичным и красивым языком в подражание Томасу Мэллори (автору "Смерти Артура"). Это нечто большее, чем перепевка рыцарского романа, - это возвращение к истокам, переосмысление средневековой культуры с любовью и вниманием, которыми она столь обласкана в наши дни.
4. Роберт Ирвин Говард, "Феникс на мече" (1932)
Первое появление на публике Конана-Варвара, выходца из мифической страны Киммерии (по античным источникам - области севернее Греции, на территории современного Крыма и юга России). В его образе сочетаются черты варвара-германца и античного героя, который странствует по разным краям и везде находит себе подвиг на свои меховые трусы.
5. Уильям Шекспир, "Сон в летнюю ночь" (1596)
Затейник Шекспир радостно намешал в кучу древних греков и кельтский фольклор, чтобы развлечь своего искушенного зрителя буйством языческого фольклора на празднике середины лета. Театр того времени воспринимался зрителем достаточно символично и "условно", чтобы разграничить: речь идет не о легендарных или исторических персонажах, а о вымысле, фантазии. Классика жанра!
~*~*~
Если понравилось - подписывайтесь и читайте pro_sebia в ленте, а еще в Инста и ВК. Прочтите также: Пять рецептов из любимых сказок и фэнтези и 5 циклов фэнтези, которые надо знать, чтобы знакомиться в сети