Что касается эксплуатации SSJ 100, то дефицит двигателей SaM146 вызвал вынужденное снижение производства первенца постсоветского авиапрома, на заводе в Комсомольске-на-Амуре всего было выпущено 24 машины, против 33-х в 2017 году.
Перебои с поставками силовых установок возникли из-за конструктивных недостатков в горячей части. В маслосборниках и камерах сгорания начали возникать трещины быстрее, чем это предусмотрено гарантийным сроком.
За эти части мотора несёт ответственность французская компания Snecma, входящая в концерн Safran SA, которой для устранения этих неисправностей нужно расширять производство и потребуются значительные инвестиции.
Однако в планы Snecma не входят намерения исключить возникшую проблему, компанияпросто предлагает непомерные цены на аренду подменных моторов, что для отечественных авиакомпаний является неприемлемым. Так, что пока российские двигателестроители не создадут свой мотор придётся мучиться с SaM 146.
Будет памятным этот год ещё и низким качеством послепродажного обслуживания Суперджетов и недостаточным подменным фондом двигателей. Эта проблема ГСС решается закупкой запчастей на 3.5 млрд рублей, реконструированы их склады, организована круглосуточная поддержка эксплуатантов и автоматизированы рабочие процессы. Запущена программа сбора и анализа данных по эксплуатации SSJ 100, направленная на повышение эффективности ТОиР и сокращению сроков простоев самолётов.
Этот год запомнится ещё и тем, что ГСС убрали из названия своей машины слово «Sukhoi» и передали пакет акций ПАО ГСС корпорации «Иркут», не желая ассоциации гражданского воздушного судна с боевыми самолётами. По статистике в наступившем году 128 Суперджетов успешно обслуживают российские и зарубежные авиаперевозки, десять бортов находятся на хранении и два не восстановлены после аварийных ситуаций.
В прошедшем году некоторые страны заключили соглашения и контракты на приобретение SSJ 100 для национальных авиаперевозчиков. Коротко перечислим с кем и на сколько самолётов были заключены договоренности.
Компания Alexcina LLC берёт 12 штук Суперджетов, Перу согласилось на десять единиц, Словения взяла 15 самолётов, Таиланд готов приобрести 6 машин, Замбия берёт одну VIP-версию и дополнительно намерена купит ещё четыре. Подписаны два меморандума с Ираном на поставку 40 бортов SSJ 100R с минимальным содержанием комплектующих из США менее 10%, что позволяет обойти наложенные американские ограничения.
Несомненно, очень важным событием для ПАО ГСС является подписание с «Аэрофлотом» контракта на приобретение 100 единиц Суперджетов с передачей их своим дочкам «Авроре» и «России», которые обязались наладить авиасообщение между регионами в обход московского аэроузла. В самом конце ушедшего года и начале 2019 авиакомпания «Северсталь» получила три борта SSJ 100, всего в аэропорт её базирования Череповец перелетят шесть самолётов.
Региональные авиаперевозчики наконец-то получат укороченный вариант Суперджета – 75-местную версию машины начали проектировать с расчётом, чтобы к 2026 году приступить к серийному производству SSJ 75 с более отработанной и улучшенной аэродинамикой и крылом из композиционных материалов. На эту версию уже имеется заказ на 100 самолётов для компании S7 и десять машин для госсектора.
Очевидно, что первенец российского гражданского авиапрома постсоветского периода, хоть и со скрипом, и под давлением правительства постепенно насыщает российский авиарынок и робко начинает своё продвижение за рубеж.