Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

600 метров под землей на лодке в заброшенной шахте

Дороги Польши невозможно не любить. Но только при сочетании двух факторов:

Во-первых, вы никуда не торопитесь. Скоростных шоссе в стране раз, два и обчелся, на моем маршруте в Болгарию их не было вовсе. Узкие двухполоски, обилие населенных пунктов — и средняя скорость не более 54 километра в час на долгие пять сотен километров. Mitsubishi Outlander оказался для такой езды идеален, спасибо комфортным креслам и плавной работе вариатора.

Во-вторых, вы любите рано вставать. Очарование лесов, полей и тихих деревушек становится не таким уж очевидным, когда горизонт заслоняют полуприцепы фур. Других дорог и правда нет, трафик в час пик тут колоссальный.

Так за что же любить польские дороги? За рассветы и за закаты. А еще за то, что это необходимая, умиротворяющая прелюдия к новым впечатлениям открытиям. Своего рода вдумчивая дефрагментация мозга, и последующая перезагрузка.

К тому моменту, как эта нехитрая, программа была выполнена, а центральный процессор успешно перезагружен, на горизонте показались холмы Силезийского воеводства. Горы! Точнее — Тарновске-гуры, Тарновские горы. Горы — от старопольского gory, шахты. Начиная со средних веков в этих краях добывали серебро, свинец и цинк.

Крупнейшей шахтой к начала 19 века стала шахта "Король Фридрих". 20 тысяч штреков и штолен, общей протяженностью более 150 километров. Работы в шахте были окончены в 1913 году, объект частично законсервирован, частично затоплен грунтовыми водами. Ныне шахтный комплекс занесен в список объектов культурного наследия Юнеско, а одна из серебряных шахт, превращена в популярный музей (его координаты — N: 50° 25' 30.32", E: 18° 51' 03.44"). Но максимум ощущений дает другой объект, расположенный неподалеку (N: 50°25'42.7", E: 18°48'57.9") — так называемая штольня "Черная форель"(Sztolnia Czarnego Pstrąga).

Фактически, это полузатопленный водоотводный штрек шахты "Король Фридрих", расположенный под буковыми рощами живописного Репецкого парка на глубине 30 метров под землей, и соединяющий шахтные стволы "Сильвестр" и "Ева". Найти достопримечательность не так просто — навигация неочевидна, есть лишь небольшие указатели, да крошечный домик над самой шахтой "Сильвестр", где начинается маршрут. Зимой тут проводится всего две экскурсии в день — первая в 13 часов от “Евы”, и вторая в 14 часов — от “Сильвестра”.

-2

Внутри тесной башенки “Сильвестра” — сразу другой мир, в свете ржавых карбидных фонарей. Сразу понимаешь, что карты к оплате тут не принимают…

-3
-4

Спуск в шахту — по узкой винтовой лестнице. Металлические ступени звонко отзываются вибрацией на каждый шаг.

-5

Каждый оборот вокруг спирали лестницы отличается от предыдущего лишь цифрой на стене. 23, 25, 28… а вот и наша штольня.

-6

Десять метров сравнительно широкого — метра два с половиной — тоннеля, а за ним далекий свет где-то в замочной скважине штольни, и… лодочный причал!

-7
-8

Поскольку тоннель уже давно частично затоплен, то перемещение на нем осуществляется на лодке. Как они ее сюда затащили, интересно? Вероятно, приплыли на ней через один из уходящих куда-то в темноту штреков…

-9

Протяженность подводного сплава на лодке составляет 600 метров, что делает этот маршрут самым продолжительным во всей Польше подобным аттракционом.

-10

Ширина штольни — всего 1.2 метра. Можно одновременно касаться обеих стен. Ее строительство началось несколько сотен лет назад, преимущественно, при помощи взрывных работ. Следы взрывов — вертикальные канавки на скалах.

-11

Местами штольня настолько узкая, что лодка то и дело чиркает бортами за шершавые стены. С них капает вода. Где-то на потолке можно разглядеть летучих мышей — они прячутся за сталагмитами в самых темных уголках штольни.

-12

Температура воздуха в штольне круглый год составляет 10 градусов Цельсия, воды — 6 градусов. Поскольку фактически мы имеем дело с подземной рекой, несколько раз мне удалось разглядеть в воде черные при данном освещении спинки тех самых форелей.

Слева внизу видны форельки
Слева внизу видны форельки

Экскурсии на русском языке в штольне нет, но я говорю гиду, что немного “розумею”. В тусклом карбидном свете лодка скользит по прозрачной глади, чиркает об стены, голос гида похож на какую-то молитву. Это только усиливает и без того мощное впечатление, которое производит штольня “Черная форель”.

Начинают встречаться более ровные и современные участки тоннеля. По окислам на стенах можно сделать представление о том, как поднимается вода в штольне. Тогда уже в лодочке не встанешь — врежешься башкой в корявый свод.

-14

Обратный путь похож на тот, которым мы пришли сюда, только подниматься меньше — глубина ствола “Ева” на 10 метров меньше. Снова тусклый свет фонарей и металл ступеней. Веду ладонью по камням, вмурованным в кладку круглых стен. Сколько вам лет?

-15

На выходе — еще более неприметная башенка, от которой — 20-минутная прогулка под проливным дождем к парковке.

-16

Отель на эту ночь я не бронировал, но благодаря шустрому интернету на симке Drimsim, смог оперативно найти вариант, идеально подходящий для дальнейшего усиления впечатлений. Hotel Zamek Chalupki — гостиница в настоящем старинном замке в городке Халупки на границе с Чехией, в непосредственной близости с пограничным мостом через Одру.

Ночевка в замке — отличный европейский лайфхак, ведь зачастую стоит такое жилье не дороже обычной гостиницы, а впечатлений в разы больше. В Польше это уже не первый посещенный мной замок-отель.
Ночевка в замке — отличный европейский лайфхак, ведь зачастую стоит такое жилье не дороже обычной гостиницы, а впечатлений в разы больше. В Польше это уже не первый посещенный мной замок-отель.

Так называемый Богуминский замок впервые был построен на этом месте в 16 веке, позднее неоднократно перестраивался. Одним из его последних владельцев в довоенные времена была семья Ротшильдов, о чем говорит красноречиво герб над входом.

-18

Поскольку дворец переоборудован под гостиницу сравнительно недавно, интерьеры номеров добротные, но довольно современные. Стоимость размещения радует — небольшой, но уютный трехместный номер обошелся в 3500 рублей, половина этой суммы ушла на плотный и очень вкусный ужин, доесть который мы не смогли в силу существенного масштаба порций.

Наутро я погулял в парке вокруг замка, после чего устроил своему Mitsubishi Outlander небольшую фотосессию прямо у входа, заручившись одобрением портье.

-19
-20

Настало время двинуться дальше. Но это уже тема для следующей истории…