Дороги Польши невозможно не любить. Но только при сочетании двух факторов:
Во-первых, вы никуда не торопитесь. Скоростных шоссе в стране раз, два и обчелся, на моем маршруте в Болгарию их не было вовсе. Узкие двухполоски, обилие населенных пунктов — и средняя скорость не более 54 километра в час на долгие пять сотен километров. Mitsubishi Outlander оказался для такой езды идеален, спасибо комфортным креслам и плавной работе вариатора.
Во-вторых, вы любите рано вставать. Очарование лесов, полей и тихих деревушек становится не таким уж очевидным, когда горизонт заслоняют полуприцепы фур. Других дорог и правда нет, трафик в час пик тут колоссальный.
Так за что же любить польские дороги? За рассветы и за закаты. А еще за то, что это необходимая, умиротворяющая прелюдия к новым впечатлениям открытиям. Своего рода вдумчивая дефрагментация мозга, и последующая перезагрузка.
К тому моменту, как эта нехитрая, программа была выполнена, а центральный процессор успешно перезагружен, на горизонте показались холмы Силезийского воеводства. Горы! Точнее — Тарновске-гуры, Тарновские горы. Горы — от старопольского gory, шахты. Начиная со средних веков в этих краях добывали серебро, свинец и цинк.
Крупнейшей шахтой к начала 19 века стала шахта "Король Фридрих". 20 тысяч штреков и штолен, общей протяженностью более 150 километров. Работы в шахте были окончены в 1913 году, объект частично законсервирован, частично затоплен грунтовыми водами. Ныне шахтный комплекс занесен в список объектов культурного наследия Юнеско, а одна из серебряных шахт, превращена в популярный музей (его координаты — N: 50° 25' 30.32", E: 18° 51' 03.44"). Но максимум ощущений дает другой объект, расположенный неподалеку (N: 50°25'42.7", E: 18°48'57.9") — так называемая штольня "Черная форель"(Sztolnia Czarnego Pstrąga).
Фактически, это полузатопленный водоотводный штрек шахты "Король Фридрих", расположенный под буковыми рощами живописного Репецкого парка на глубине 30 метров под землей, и соединяющий шахтные стволы "Сильвестр" и "Ева". Найти достопримечательность не так просто — навигация неочевидна, есть лишь небольшие указатели, да крошечный домик над самой шахтой "Сильвестр", где начинается маршрут. Зимой тут проводится всего две экскурсии в день — первая в 13 часов от “Евы”, и вторая в 14 часов — от “Сильвестра”.
Внутри тесной башенки “Сильвестра” — сразу другой мир, в свете ржавых карбидных фонарей. Сразу понимаешь, что карты к оплате тут не принимают…
Спуск в шахту — по узкой винтовой лестнице. Металлические ступени звонко отзываются вибрацией на каждый шаг.
Каждый оборот вокруг спирали лестницы отличается от предыдущего лишь цифрой на стене. 23, 25, 28… а вот и наша штольня.
Десять метров сравнительно широкого — метра два с половиной — тоннеля, а за ним далекий свет где-то в замочной скважине штольни, и… лодочный причал!
Поскольку тоннель уже давно частично затоплен, то перемещение на нем осуществляется на лодке. Как они ее сюда затащили, интересно? Вероятно, приплыли на ней через один из уходящих куда-то в темноту штреков…
Протяженность подводного сплава на лодке составляет 600 метров, что делает этот маршрут самым продолжительным во всей Польше подобным аттракционом.
Ширина штольни — всего 1.2 метра. Можно одновременно касаться обеих стен. Ее строительство началось несколько сотен лет назад, преимущественно, при помощи взрывных работ. Следы взрывов — вертикальные канавки на скалах.
Местами штольня настолько узкая, что лодка то и дело чиркает бортами за шершавые стены. С них капает вода. Где-то на потолке можно разглядеть летучих мышей — они прячутся за сталагмитами в самых темных уголках штольни.
Температура воздуха в штольне круглый год составляет 10 градусов Цельсия, воды — 6 градусов. Поскольку фактически мы имеем дело с подземной рекой, несколько раз мне удалось разглядеть в воде черные при данном освещении спинки тех самых форелей.
Экскурсии на русском языке в штольне нет, но я говорю гиду, что немного “розумею”. В тусклом карбидном свете лодка скользит по прозрачной глади, чиркает об стены, голос гида похож на какую-то молитву. Это только усиливает и без того мощное впечатление, которое производит штольня “Черная форель”.
Начинают встречаться более ровные и современные участки тоннеля. По окислам на стенах можно сделать представление о том, как поднимается вода в штольне. Тогда уже в лодочке не встанешь — врежешься башкой в корявый свод.
Обратный путь похож на тот, которым мы пришли сюда, только подниматься меньше — глубина ствола “Ева” на 10 метров меньше. Снова тусклый свет фонарей и металл ступеней. Веду ладонью по камням, вмурованным в кладку круглых стен. Сколько вам лет?
На выходе — еще более неприметная башенка, от которой — 20-минутная прогулка под проливным дождем к парковке.
Отель на эту ночь я не бронировал, но благодаря шустрому интернету на симке Drimsim, смог оперативно найти вариант, идеально подходящий для дальнейшего усиления впечатлений. Hotel Zamek Chalupki — гостиница в настоящем старинном замке в городке Халупки на границе с Чехией, в непосредственной близости с пограничным мостом через Одру.
Так называемый Богуминский замок впервые был построен на этом месте в 16 веке, позднее неоднократно перестраивался. Одним из его последних владельцев в довоенные времена была семья Ротшильдов, о чем говорит красноречиво герб над входом.
Поскольку дворец переоборудован под гостиницу сравнительно недавно, интерьеры номеров добротные, но довольно современные. Стоимость размещения радует — небольшой, но уютный трехместный номер обошелся в 3500 рублей, половина этой суммы ушла на плотный и очень вкусный ужин, доесть который мы не смогли в силу существенного масштаба порций.
Наутро я погулял в парке вокруг замка, после чего устроил своему Mitsubishi Outlander небольшую фотосессию прямо у входа, заручившись одобрением портье.
Настало время двинуться дальше. Но это уже тема для следующей истории…