Начнем с небольшой загадки. В процессе съемок фильма у одного из актеров треснуло два ребра, у другого – образовались кровавые мозоли, а в промежутке между этими травмами первый (тот, что с ребрами) отвесил второму настолько смачную пощечину, что ее тут же решили оставить в финальной версии фильма. Уважаемые знатоки, внимание, вопрос! Картину какого жанра снимали эти живодеры?
Совершенно верно – музыкальная психологическая драма.
Здесь, наверняка, последует встречный вопрос: «Как так вышло, что фильм-дебют с бюджетом в три миллиона, рассказывающий нам о душевных терзаниях юного музыканта, пугает зрителя больше, чем всевозможные «Астральные звонки бензопилой», шокирует сильнее, чем олдскульные НТВшные серии «Криминальной России» и мотивирует похлеще каноничных голливудских историй успеха?». Разгадка донельзя проста – все возможно, когда за дело берутся талантливые люди.
Эндрю Ниман - несомненно талантливый барабанщик, первокурсник нью-йоркской консерватории Shaffer - оказывается в шаге от исполнения заветной мечты: его замечает и приглашает в свой оркестр великий и ужасный Теренс Флетчер. Велик этот дирижер тем, что его оркестр является одним из лучших в стране; ужасным же его делают те методы, которыми этот статус был достигнут. И, несмотря на то, что девятнадцатилетний Эндрю завоевывает место в основном составе, конфликт между ним и вечно недовольным дирижером явно назревает...
В ходе этого конфликта юноша не раз потеряет и снова вырвет место основного ударника, переживет несколько нервных срывов, поругается с отцом и использует не одну сотню пластырей. Но общая с тираном-Флетчером одержимость - музыка - в итоге все равно возьмет свое.
Подобно тому, как человеческая раса на протяжении всей истории пишет одну большую книгу, Дэмьен Шазелл на протяжении всей своей режиссерской карьеры снимает один и тот же фильм, в котором он мучает своих героев ради их же мечты. Ла-Ла Лэнд, Одержимость, да и недавний Человек на Луне – это фильмы о том, насколько важно не предавать самого себя, свою мечту, свое призвание…
«Не сдавайся. Ты услышишь сотню или тысячу нет, прежде чем кто-то, наконец, скажет да».
Эти слова, взятые из интервью выдающегося режиссера, обращены и к зрителю, и к себе самому, и, вне всяких сомнений, к персонажам своих картин. Он любит их – оттого и продолжит мучить. Ради зрителя, ради искусства, ради музыки.
Ради музыки стираются в кровь пальцы юного талантливого ударника Эндрю, ради музыки безжалостный маэстро Теренс Флетчер подвергает его моральным и физическим пыткам на глазах целого оркестра (оригинальное название картины – Whiplash – это не только известная инструментальная пьеса, но и в дословном переводе кнут). А как вы думали? Мелодия состоит не только из нот, книги не только из слов, а картины не только из красок. Кровь, пот, слезы – три неизменных спутника творца.
А стоит ли оно того? Тут каждый волен выбирать самостоятельно.
Но, посмотрев Одержимость, вы поймете, что нет ничего страшнее, чем человек, который перестает слышать музыку.
За что вы полюбите эту картину: вопиюще блистательная актерская игра, операторская работа, музыка (даже если вы не любите джаз, то по достоинству оцените то, как он интегрирован в повествование), финальная сцена.
Вам не стоит смотреть этот фильм, если: вы считаете, что кнут в воспитании неприемлем и должен быть заменен тульским пряником; у вас наблюдается непереносимость джаза; вы не хотите испытать когнитивный диссонанс от осознания того факта, что дирижер-тиран из Одержимости и перец, который требовал от Питера Паркера фото Человека-Паука – это один и тот же человек.
Что посмотреть, если понравилась Одержимость:
Черный лебедь (2010). Триллер великого Даррена Аронофски, рассказывающий об одержимости ремеслом и тесной связи искусства с патологиями.
Пианист (2002). Война может уничтожить многое. Но не музыку.
Король говорит! (2010). История преодоления, в которой наставник проявляет жесткость и бескомпромиссность по отношению к наследнику британского престола.