Советский танк Т-34 был танком удачным, и многочисленные похвалы в его адрес вполне заслуженны. Хотя и недостатков у него хватало. Но звание лучшего танка Второй Мировой он заслуживает, и не за какие-то свои уникальные достоинства и характеристики, по которым можно спорить. Лучший он потому, что был основным танком армии, которая в этой войне победила. Всё остальное лирика.
Однако, при всех своих достоинствах, заменить «тридцатьчетверку» на другую боевую машину пытались не раз. Началось это ещё до Великой Отечественной, когда танк Т-34 только начал поступать в войска. В качестве замены ему предлагался танк А-43, созданный на том же Харьковском заводе. Иногда этот танк фигурирует под названием Т-34М. На «тридцатьчетвёрку» новая машина была похожа, а по характеристикам должна была её превзойти. Внешним отличием А-43 была ходовая часть с маленькими катками на индивидуальной торсионной подвеске. Для танка планировался и новый двигатель, причем располагаться он должен был поперек, что существенно оптимизировало внутреннее пространство, и делало машину короче. Но до начала войны доработать машину не успели, а тут эвакуация и…
На том же заводе был создан и танк А-44, который во многом был очень похож на «сорок третий», но отличался компоновкой — боевое отделение было сзади, а моторно-трансмиссионное спереди. Впрочем, этот танк уже был не совсем того же класса. Да и до начала войны не успели, так что…
В 43-м году на заводе № 183, который к тому времени находился уже в Нижнем Тагиле, создали танк Т-43. Новая машина была сделана из деталей и механизмов того же Т-34, но несколько иначе. Перекомпоновли внутреннее пространство, увеличили толщину брони. Подвеску типа Кристи заменили на торсионную. Однако новый танк получился не совсем удачным и в серию не пошел. Правда, созданная для него башня, с небольшими переделками, была использована для танка Т-34-85.
В какой-то степени, конкурентом «тридцатьчетверки» можно считать и несколько проектов танков под общим названием КВ-13. «Тринадцатый» представлял собой уменьшенный танк КВ-1 и именовался как «средний танк тяжёлого бронирования». Создавался он как танк универсальный, но правильнее КВ-13 классифицировать, как средний танк сопровождения пехоты. А поскольку Т-34 в этом качестве так же широко использовался (хотя и создавался для другой роли), то в какой-то степени и КВ-13 был бы его конкурентом.
Ну и наконец, уже в начале 44-го года появляется танк Т-44. На Т-34-85 он очень похож, башня была одинаковой, и потому, когда их видим в кино, то не всегда отличаем. А как раз в кино Т-44 сравнительно часто «тридцатьчетверку» изображал. Правда, ещё чаще Т-44 в кино использовался по другую сторону фронта, так как в загримированном виде он в советских фильмах изображает немецкие «Тигры».
Танк Т-44 относился уже в совершенно другому поколению. Хотя ходовая часть очень похожа, но подвеску типа Кристи заменили на торсионную. Двигатель установили поперек корпуса, из-за чего освободилось больше места для боевого отделения. В результате башня заметно «уехала» назад, придав машине вид, более характерный для танка Т-54. Собственно, в Т-44 повторили все решения, которые пытались внедрить в Т-43, но в этот раз получилось.
Но Т-44 появился слишком поздно, и повоевать не успел. Потому выпускалось их совсем немного (по советским меркам), а вскоре подоспели и куда более совершенные танки Т-54.
Так что все попытки сменить «тридцатьчетверку» оказались безуспешны. И при всех недостатках, о которых порой любят поговорить, танк оказался настоящим долгожителем. В самом Советском Союзе хранились на складах до самого развала страны, пока не начала утилизировать всё, что возможно. А кое-где на вооружении состоит до сих пор, и даже стреляет успешно. В Йемене «тридцатьчетверки» до сих пор воюют.