Найти тему
Иванова Оксана

Коррупция как религиозная практика

На эти мысли наводит анализ сериала "Домашний арест". Показанная фактура прекрасно иллюстрирует, что коррупция у нас - это не моральное или уголовное пре-ступление, т. е. переход, нарушение социальных границ. Все намного хуже - это религиозная жизнь. В сериале по сути описана повсеместная квазирелигиозная практика поклонения золотому тельцу. И никакая борьба с коррупцией, ни силовая, ни общественная, горю не поможет, культ самовоспроизводится именно по законам культа, взятки это не только и не столько вопрос личного выбора действия, это более глубокий вопрос веры. А вера во всемогущество золотого тельца очень распространена во всех слоях населения, в сериале это тоже хорошо показано, все у всех сводится к деньгам, поскольку получить желаемое можно только с их помощью. Или с помощью Ваала, культа силы, конкурирующего с Мамоной культа, который тоже имеет свою квазирелигиозную практику. Все эти культы поддерживаются сейчас, как и в древности, жертвоприношениями. Так что взятки и звездочки - это социально-институциональная практика не в первую, а только во вторую очередь. А в первую - это показатель степени посвящения и близости к идолу, т. е. к источнику исполнения всех желаний. Ну а как идол всех обманывает, в фильме тоже прекрасно показано. Получается, что победить коррупцию можно только верой, верой во Христа Победителя, т. е. верой в конечное торжество Чести, Честности, Справедливости, Верности и Любви, к которым есть возможность приобщиться еще в этой жизни, и не только лично, но и социально. Некоторые аллюзии на это, к моему удивлению, в сериале тоже есть.