Так уж повелось, что воевали в ту славную эпоху целыми семьями. У большинства представителей дворянских родов военная служба начиналась с детства. И нет ничего удивительного, если на одном ратном поле встречались родные братья.
Была в России семья Тучковых. И так получилось, что в эпоху наполеоновских войн, в Отечественную войну 1812 года четверо братьев были генералами и воевали. Был ещё пятый брат, тоже генерал Сергей Алексеевич Тучков, хотя больше он служил по гражданской части. Но зато основал целый город, который так и назвали Тучков. Ещё два брата, Алексей и Павел Тучковы, оба в чине генерал-майора воевали вдалеке от основного театра военных действий, а вот двум другим братьям Николаю и Александру пришлось вместе воевать на Бородинском поле, где они проявили себя героями и заслужили того, чтобы будущие поколения помнили про них.
Старший из всех братьев, Николай, дослужился до генерал-лейтенанта, и войну 1812-го года начал командуя 3-м пехотным корпусом в армии Барклая де Толли.
В Бородинском сражении 3-й корпус занимал позицию на левом фланге русской армии, перекрывая Старую Смоленскую дорогу. В ходе боя пытаясь удержать Утицкий курган (ключевую высоту на левом фланге поля), генерал Тучков лично возглавил атаку подошедшего из резерва Павловского гренадерского полка. Во время атаки был тяжело ране пулей в грудь. Врачи спасти не смогли, через три недели он умер.
А почти в это же самое время, совсем рядом, пал в бою самый младший из братьев, генерал-майор Александр Тучков. Он командовал бригадой в 3-й пехотной дивизии Коновницына. Дивизия входили в 3-й корпус, то есть служил Александр под началом брата Николая. В бригаду Тучкова входил Ревельский пехотный полк, шефом которого Александр являлся.
Во время атаки французов на Семёновские флеши, Александр Тучков возглавил атаку Ревельского полка со знаменем в руках. По свидетельству очевидцев он был убит картечью, тела его так и не нашли. На месте его гибели, вдовой Александра был поставлен первый памятник на Бородинском поле, церковь Спаса Нерукотворного.
В районе батареи Раевского, во второй половине дня был тяжело ранен командир 11-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Николай Николаевич Бахметев. Дивизия из 4-го пехотного корпуса, который в начале сражения находился на правом фланге. И лишь после полудня выдвинулся к батарее Раевского. И вот почти сразу командир 11-й дивизии тяжело ранен в ногу, которую позже ему ампутируют.
Но так совпало, что почти в это же время командиру 23-й дивизии, того же корпуса, ядром оторвало ногу. Но это не все совпадения. 23-й дивизией командовал генерал-майор Алексей Николаевич Бахметев, младший из трех братьев (Николай был у них старшим).
Но не всех братьев-генералов ждала такая трагическая судьба на Бородинском поле. Двое из трёх братьев Бороздиных остались живы. Старший брат генерал-лейтенант Михаил Михайлович командовал 8-м пехотным корпусом и оборонял Семёновские флеши. А младший брат Николай, командовал кирасирской бригадой и лично не раз ходил в атаку на французов, но даже ранений не получил. Был у них и третий брат Андрей, генерал-лейтенант, но ему пришлось служить в то время в Крыму.
Батарею Раевского защищала 12-я пехотная дивизия, командовал которой генерал-майор Илларион Васильевич Васильчиков. А левее батареи, на ржаных полях с французской конницей сражались кавалеристы 4-го русского корпуса, в котором бригадой командовал полковник Дмитрий Васильчиков. Был он, правда, тогда не генералом, а полковником, в генерал-майоры его произвели только в декабре 12-го года. Но зато потом дослужился до генералов от кавалерии. Третий брат, Николай, воевал в Молдавской армии и генералом стал только в 13-м году.
Ну и ещё про братьев Розен. Генерал-майор Григорий Владимирович Розен на Бородинском поле командовал бригадой из Преображенского и Семёновского полков. А вот его брат, Александр, тоже служил в гвардии и сражался рядом. Был он шефом Лейб-Кирасирского Её Величества полка, и в Бородинском сражении имел чин полковника. Но за то, что в сражении лично возглавил атаку полка, был произведен в генерал-майоры.
И это не полный перечень братьев, которые геройски сражались под Бородином.
Как сказал поэт: «Да, были люди!»
Рекомендую вам мои статьи «Первый партизан войны 1812 года», «Сводно-гренадёрские дивизии на Бородинском поле» и «Удивительные факты биографии Дениса Давыдова»