На днях заседая с товарищем за рюмкой чая обсуждали планы на грядущее. Друг делился мыслями как было бы хорошо уволиться, купить дом на колесах и с головой погрузиться в GipsyLive.
Как любителю перемены мест, мне эта идея понравилась. Мысль для меня не была новой, но разузнать что к чему сподвиг меня именно этот разговор. От вопросов покупки и ренты я плавно перешел к истории автотуризма и кочевого образа жизни. Вкладки браузера наполнились фотографиями американских переселенцев, почтовыми дилижансами, цыганскими таборами и передвижными шатрами цирков-шапито. Но всё это было когда-то, а какой феномен сейчас так же тесно связан с дорогой, как когда-то ковбой со своей лошадью?
Рай в шалаше... на колесах
"Кемпером" называют дом на колесах, он же англ. campervan, camper, нем. wohnmobil, фр. camping-car, амер. recreational vehicles (RV) и motorhome. А прицепные автодома называют "караванами" англ. caravan, нем. wohnwagen, фр. caravane, амер. travel trailer, о чем каждому готова рассказать Википедия.
В разные времена выглядели они по-разному. Но суть такова, что раз есть колеса, то должен быть и какой-то движитель. Сперва это были лошади. Первым домом на колесах можно назвать дилижанс, который заказал для путешествия по Кипру сэр Samuel White Baker в 1879 году. А через год William Gordon Stables, автор многих приключенческих романов, сделал своим домом "gentleman's caravan", которому дал имя "Wanderer".
И было это всего 140 лет назад. С распространением автомобилей кемпер стал "лицом" западного туризма. Автотуризм почти такой же философией, как велотуризм, и объединил множество людей. Так основанный в 1907 году Caravan Club сегодня объединяет более миллиона человек.
В России турист - это или потребитель услуг курортов Турции и Египта, или безумный водник/альпинист, чумазый, в камуфляже эксперт по автономному выживанию, рыбак и охотник, спасающийся от быта и рутины коммуналки.
И тот, и другой в лучшем случае месяц в году проводят в путешествии. Потому что в понимании "нашего" человека путешествие - это позиционный отдых, можно сказать стационарный. Почти как дача.
А речь о тех немногих, кто на вопрос "Сколько ты уже не был дома?" начинает считать не недели, а месяцы и годы. Вдруг опомнится и рассеяно скажет: "Я дома..."
На первый взгляд, это несомненное благо и недостатков он не имеет. Ты путешествуешь в комфорте, не мокнешь по палаткам и мало заботишься о том, какими звуками наполнен лес, пока ты спишь. Ты мобилен, и нет проблем с ожиданием в багажном терминале, потому что твой stuff по ошибке загрузили в другой самолет, который через час приземлится в Перу.
А с другой стороны - зачем мы делаем шаг за дверь? Не затем ли чтобы оставить все мозолившее глаз, освободить место внутри себя для нового, и опять обнаружить у себя способность удивляться. И чем меньше ты берешь с собой, тем больше у тебя этого места, и тем больше ты можешь впитать.
Вам случалось уставать от путешествий? Речь вовсе не о времени, которое ты провел где-то, а о состоянии когда ты перестаешь удивляться, когда понимаешь что "не торкает". Значит пора возвращаться домой - ты наполнился. И удовольствие, которое ждет на пороге дома, сопоставимо с любым путешествием.
А когда ты путешествуешь не выходя из дома (дома на колесах), теряется контрастность восприятия, размывается граница между домой и дорогой. Другими словами, кемпер - это иллюзия путешествия. "И жить его похожа на фруктовый кефир..."
Но другое дело, когда ты не делишь жизнь на "дорогу" и "дом"! Как, например, Austin Smith, сноубордист и просто веселый парень, прорайдер Nitro и Dakine. Он сделал "дорогу" своим "домом" и уже несколько лет живет в кемпере, переезжая со спота на спот. Больше почитать можно здесь.
Вместо заключения.
Занимаясь экстремальными видами спорта ты как ни крути приходишь к постоянным переездам. Словом, мобильность становится основой твоей жизни. Вот именно для этого и создан кемпер.
"Сamper. Change your live."
Но что здесь важнее - результат или процесс? Конечный пункт или всё, что вас разделяет: расстояния, время, люди? Каждый узнаёт ответ в пути.