Найти в Дзене

Грустный человек Михаил Зощенко

Михаил Зощенко (1894-1958).
Михаил Зощенко (1894-1958).

Ни для кого не секрет, что самыми серьезными и грустными людьми часто оказываются те, кто по долгу службы должны людей веселить: клоуны, пародисты, писатели-сатирики. Не был исключением и Михаил Михайлович Зощенко, который «из-за тоски» мог неделями не браться за перо и признавался, что не может видеть «никого из людей». Если в дом Зощенко приходил кто-нибудь для беседы с писателем, его жена тут же напоминала: «Миша, ты не забыл? Ты собирался уходить...». После этих слов Зощенко со спокойной душой «уходил по делу». По словам очевидцев, невозможно было найти человека, менее подходящего на роль автора «зощенковских» рассказов, чем сам Михаил Михайлович.

Однажды с Зощенко произошел и вовсе казусный случай. Он пришел на консультацию к психиатру, жалуясь на беспричинную хандру и отсутствие аппетита. Доктор в качестве особо эффективной терапии посоветовал пациенту до еды читать по одному рассказу Зощенко и очень удивился, узнав, что перед ним находится сам писатель.

Когда Зощенко шел по улице, его тут же узнавали прохожие и указывали на него пальцем. Он же пытался убедить их, что лишь напоминает известного писателя, похож на него, а на самом деле его фамилия – Бондаревич... Но его популярность была просто сумасшедшей, особенно в Ленинграде. Один из кондукторов даже переименовал остановку «Улица зодчего Росси» в «Улицу Зощенко Росси» – придумал он это название или решил, что остановка действительно так называется, история умалчивает.

Читатели были уверены, что Зощенко один из них – «свой», «из народа», ведь он так лихо высмеивает всех этих аристократок, а о жизни простых людей знает абсолютно все, и каждый его рассказ – не в бровь, а в глаз.

Михаил Зощенко Источник: http://svlib.ru/chitatelyam/novoe-na-polkax/prochti!-eto-interesno!/mihail-zochenko-pered-voshodom
Михаил Зощенко Источник: http://svlib.ru/chitatelyam/novoe-na-polkax/prochti!-eto-interesno!/mihail-zochenko-pered-voshodom

Иногда писатель уходил из дома и мог пропадать неделями. Известен случай, когда он приходил в фотостудию, садился и молчал. И так ежедневно в течение двух недель. Сочиняя свои рассказы, Зощенко хохотал как безумный, вызывая тем самым недовольство соседей. Когда же рассказ был написан, писатель читал его монотонно и бесстрастно, с самым хмурым выражением лица.

Исследователи творчества Зощенко считают, что причиной таких депрессивных состояний могло стать полученное на германской войне газовое отравление, после которого здоровье писателя так и не восстановилось: «на память» о своей службе, помимо пяти орденов и чина штабс-капитана, он получил порок сердца. В сорок лет, когда мужчина чувствует себя в самом расцвете сил, Зощенко не находил себе места от тоски, которая съедала его и делала повседневную жизнь невыносимой. Кроме того, он не мог ни есть, ни спать: засыпать ему мешали любые звуки, будь то капающий кран или проезжающий мимо трамвай. Писатель пытался анализировать свое детство, пытался там найти истоки своих мучений, вспоминал, что рос с ощущением, будто стыдно быть посредственностью, всегда считая главным талант... Посредством психоанализа самого себя Зощенко сумел прийти в норму и даже научился получать удовольствие от жизни! И после этого он решил во что бы то ни стало нести людям истину и рассказать об успехах собственного лечения, задумав главную книгу своей жизни – автобиографию «Перед восходом солнца». Вскоре началась война: Зощенко в это время было сорок семь лет, на фронт он не попал, и оставался в Ленинграде сколько было возможно. Больше всего он переживал, что рукописи книги пропадут (несколько раз во время налетов они чуть не сгорели) и что он не успеет дописать роман.

В 1943 году первые главы романа были напечатаны в журнале «Октябрь». С этого, собственно, и началась травля писателя. Газеты и журналы пестрели негативными рецензиями – ведь психоанализ, мягко говоря, не был приоритетным методом лечения в СССР... «Тряпичником бродит Зощенко по человеческим помойкам, выискивая что похуже. В Советской стране не много найдется людей, которые в дни борьбы за честь и независимость нашей Родины нашли бы время заниматься «психологическим ковыряньем». Рабочим и крестьянам никогда не были свойственны такие «недуги», в которых потонул Зощенко. Как мог он написать эту галиматью, нужную лишь врагам нашей родины?», – писал журнал «Большевик». Ну а через несколько лет в знаменитом постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград» писателя уже называли пропагандистом пошлости и безыдейности… Тут было от чего снова впасть в уныние: от Зощенко отвернулись друзья и знакомые, многие из которых тут же стали публично его клеймить, прося при этом прощения непосредственно у Михаила Михайловича и ссылаясь на то, что, мол, семья, сам понимаешь, я не могу поступить иначе... Болезнь не заставила себя ждать… Когда через двенадцать лет, в 1958 году писатель неожиданно «вышел в свет», знакомые были в ужасе – настолько изможденным и замученным он выглядел, настолько безжизненным был его взгляд... «Зощенко седенький, с жидкими волосами, виски вдавлены внутрь, и этот полупустой взгляд. Задушенный, убитый талант» – записал Чуковский.

Незадолго до смерти судьба сыграла с ним еще одну шутку: Зощенко получил известие о присвоении ему персональной пенсии, чему очень обрадовался. Но после этого получил запрос из сберкассы о размере доходов за последний месяц, и это очень его напугало, ведь совсем недавно им был получен гонорар – впервые за долгое время...

Зощенко всегда оказывался в центре абсурдных ситуаций. Иногда казалось, что герои его рассказов выходят из книг, чтобы пообщаться с писателем наяву. Не обошлось без абсурда даже на его похоронах. Вот как рассказывал об этом Леонид Пантелеев в письме Лидии Чуковской:

«В тесном помещении писательского ресторана жарко, удушливо пахнет цветами, за дверью, на площадке лестницы, четыре музыканта безмятежно играют шопеновский марш, а здесь, у праха последнего русского классика, идет перепалка. Вдова М. М., подняв над гробом голову, тоже встревает в эту, «так сказать», дискуссию:

- Разрешите и мне два слова.

И не дождавшись разрешения, выкрикивает эти два слова:

- Михаил Михайлович всегда говорил мне, что он пишет для народа!

Становится жутко. Еще кто-то что-то кричит. Суетятся, мечутся в толпе перепуганные устроители этого мероприятия.

А Зощенко спокойно лежит в цветах.

Лицо его – при жизни темное, смуглое, как у факира, – сейчас побледнело, посерело, но на губах играет (не стынет, а играет!) неповторимая зощенковская улыбка-усмешка».

И по сей день именно юмористические рассказы Зощенко являются самыми востребованными в библиотеках не только России, но и других стран. Именно рассказы Зощенко чаще других ставят детские и юношеские театральные коллективы. И именно эти рассказы чаще других выбирают школьники для всевозможных конкурсов чтецов. И сколько бы ни появлялось современных авторов, придумывающих смешные рассказы, Зощенко остается вне конкуренции. Вот и мы с удовольствием издаем его рассказы – как по отдельности, так и включая в тематические сборники.

ЛЕЛЯ И МИНЬКА

Художник Анатолий Елисеев.  Серия "Читаем всей семьей"
Художник Анатолий Елисеев. Серия "Читаем всей семьей"

В книгу «Леля и Минька» входят все восемь рассказов: «Великие путешественники» (Леля, Минька и Степка отправляются в кругосветное путешествие), «Елка» (Леля и Минька съели яблоки и конфеты с елки, за что были наказаны), «Галоши и мороженое» (желая заработать деньги на мороженое, Леля продает старьевщику чужие галоши), «Бабушкин подарок» (бабушка подарила Миньке десять монеток, а Лельку оставила без подарка, но Минька поделился с Лелей этим подарком), «Не надо врать» (Минька получил единицу и хотел спрятать от родителей дневник), «Через тридцать лет» (только через тридцать лет автор понял, насколько любит свою сестру), «Находка» (дети пытались разыграть прохожего, подкинув ему под ноги кошелек на веревочке), «Золотые слова» (дети плохо вели себя за столом, за что были наказаны).

Илл. Анатолия Елисеева
Илл. Анатолия Елисеева

Веселые и поучительные рассказы о Леле и Миньке вырастили уже не одно поколение читателей.

Книга вышла в серии «Читаем всей семьей».

МИНЬКА

-5

Рассказы, вошедшие в этот сборник, не столь известны как цикл о Леле и Миньке, хотя в основе их лежат все те же детские воспоминания Михаила Зощенко. Только вот интонация в них немного другая: они невероятно пронзительны и трогательны – юмор ведь тоже бывает разный.

Михаил Зощенко в возрасте 3-х лет. Источник: https://trinixy.ru/134710-nelegkaya-zhizn-mihaila-zoschenko-15-foto.html
Михаил Зощенко в возрасте 3-х лет. Источник: https://trinixy.ru/134710-nelegkaya-zhizn-mihaila-zoschenko-15-foto.html

Со свойственной ему иронией автор рассказывает о самых ярких впечатлениях детства: о походе в зоологический сад, о гимназии, о неприятностях, связанных с учебой и не только, о бабушке и учителе истории и о многом другом. И, конечно, в этой книге мы также услышим о Леле – куда же без нее!

НЕСЕРЬЕЗНЫЕ ИСТОРИИ

Художник Анна Власова. Серия "Детвора"
Художник Анна Власова. Серия "Детвора"

Сборник «Несерьезные истории» включает в себя шесть юмористических рассказов Михаила Зощенко, а также рассказы Саши Чёрного.

Дети прекрасно воспринимают эти рассказы: безудержно хохочут, читая про мальчика, который ни с того, ни с сего стал падать, про умную девочку Тамару, которая придумала, как кормить запертую в комнате кошку, про козу стрелочника Фролова, про трусишку Васю и многие другие.

Еще один плюс – некоторые рассказы Михаила Зощенко и Саши Чёрного входят в школьную программу, а также рекомендованы для внеклассного чтения.

Книги Михаила Зощенко, выпущенные в издательстве "ЭНАС-КНИГА" можно посмотреть ЗДЕСЬ.