Вяло живёте вы как-то. По глоточку. Вы слишком напуганы прошлым, хотя и не попали под его гусеницы. А я несу в своей груди три войны, погромы, инквизиции, целое кладбище близких, и я не напугана. Я люблю все страдания моей жизни.
Фильм снят по одноимённой повести Дины Рубиной. Главную героиню зовут Анна Борисовна. Ей 87 лет. Когда-то она была знаменитым скульптором, пользовалась успехом в России и во Франции. Сейчас живёт в Москве на Верхней Масловке, в старом доме.
Ей помогает Пётр - незадачливый театральный режиссёр, так и не сумевший пробиться в сфере искусства. Уже много лет они находятся бок о бок и терпят взаимные упрёки и подколки. Петру мешает чувство собственной нереализованности, неуверенности. У Анны Борисовны характер тоже не сахар. Но всё же они очень много значат друг для друга, и волны гнева и раздражения уступают место тёплой заботе и трогательной поддержке.
Это настоящий театральный спектакль, бенефис Алисы Фрейндлих. Она, как всегда, великолепна. Выше всех похвал.
Петра играет Евгений Миронов. Как и Анна Борисовна, его герой вызывает гамму чувств - то его хочется пожалеть, то встряхнуть за плечи. То чувствуешь к нему сильное уважение, то некоторую неприязнь. Получились живые, настоящие, не прилизанные идеальностью люди. То же касается и второстепенных героев, только они более размыты, являясь скорее иллюстрацией к рассказу, чем самим рассказом.
Сама история производит двойственное впечатление. Она то горит ярким пламенем, то затухает. Иногда она создаёт мерцающие блики, иногда её вовсе нет, и тогда ты просто созерцаешь талантливую актёрскую игру.
Когда вы смотрите спектакль в театре, то не всегда внимательно следите за сюжетом. Просто погружаетесь в атмосферу и какое-то время живёте вместе с героями, не делая поспешных философских выводов. Так и здесь.
Вы сидите за одним столом с главными действующими лицами, являетесь безмолвным свидетелем их бесед, улыбаетесь их радости, сочувствуете их горю. И только когда закроется занавес, а зрители разойдутся, вы начинаете понимать, насколько ценно то, что вы сегодня увидели.
Фильм рекомендуется всем, кому нравится Алиса Фрейндлих и/или Евгений Миронов, и кому хочется сходить в театр и при этом не выходить из дома.
«На Верхней Масловке», Россия, 2004 (реж. Константин Худяков)